Переработка и классификация моторных масел
Содержание статьи
Моторные масла используются в различных типах двигателей.Классификация моторных масел, уже отработанных, подразделяет их по назначению, вязкости и эксплуатационным свойствам, в соответствии с которыми и применяют смазочные материалы.
В их состав входит базовая основа – минеральная или синтетическая, и присадки, задачей которых является улучшение свойств продукта. В процессе эксплуатации смазочные материалы загрязняются посторонними примесями, тогда их дальнейшее использование может привести к поломке механизма.
Отработка, так называют продукт, который израсходовал свой полезный ресурс, относится к 3 классу опасности отходов, то есть способна причинить умеренный вред окружающей среде и человеку. Регенерация отработанных масляных отходов дает возможность использовать его повторно.
Область применения
Классификация по области применения определяет их сферу использования и распределение на соответствующие виды:
- Моторные. Обеспечивают смазку поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензиновом и дизельном топливе.
- Гидравлические. Гарантируют стабильную функциональность гидравлических систем.
- Индустриальные. Необходимы для смазки производственного оборудования.
- Трансмиссионные. Оберегают от износа узлы трения различных механизмов.
- Авиационные. Используются во всех видах самолетов военной и гражданской авиации.
Наибольший процент продаж приходится на моторный и трансмиссионный смазочный материал, необходимый для автомобилей, число которых ежегодно увеличивается. В связи с этим встает вопрос о рациональном использовании продукта, непригодного к дальнейшей эксплуатации, чтобы отработка из масляных отходов не загрязняла экологию.
Моторные масла применяются в двигателях внутреннего сгорания. Определить уровень чистоты и качества смазочного материала, а также возможность его использования в определенных двигателях, позволяет классификация по видам, способу применения и температурному режиму эксплуатации.
По составу
Классификация моторных масел по составу подразделяет смазочные материалы на три основные группы:
- Минеральные созданы на основе продукта, полученного в процессе перегонки нефти. Характеризуются низкой стоимостью, слабой устойчивостью к высоким температурам, повышению вязкости при морозе, окислению при реакции с воздухом.
- Полусинтетические имеют в составе минеральную основу и значительное количество присадок, которые нейтрализуют ее негативные свойства.
- Синтетические изготовлены из веществ, синтезируемых химическим способом. Они не теряют своих свойств при высоких и низких температурах, обладают оптимальными моющими и защитными свойствами, длительным эксплуатационным сроком. Единственный их недостаток – высокая стоимость.
По температурному режиму эксплуатации
Уровень вязкости моторного масла обеспечивает легкий пуск холодного двигателя и защиту при высоком температурном режиме. В зависимости от этого показателя классификация выглядит следующим образом:
- Зимнее. Имеет хорошую текучесть и пониженную вязкость. Не подходит для применения при плюсовых параметрах температурного режима.
- Летнее. Характеризуется повышенной вязкостью, необходимой для защиты двигателя от воздействия высокой температуры.
- Всесезонное. Способно незначительно менять параметры вязкости в соответствии с температурными условиями.
Трансмиссионные масла
Особенностью трансмиссионного продукта является его повышенная вязкость, за счет которой в узлах трений рабочих деталей механизма создается прочная защитная пленка.
Классификация трансмиссионных масел распределяет продукцию в соответствии с показателями вязкости и уровню эксплуатационных свойств и осуществляется по ГОСТ, API и SAE.
Отдельно рассматриваются смазочные материалы, которые используются в автоматических видах трансмиссий. Эта продукция имеет яркое отличие. Классификация трансмиссионных масел осуществляется по системе стандартизации ATF, где предусмотрена окраска вещества в разные цвета, смешивание которых недопустимо.
Вред и польза масляных отходов
Классификация смазочных материалов определяет не только область их применения, но и сроки эксплуатации. Если агрегат работает в комфортном температурном режиме без больших нагрузок, то масло может прослужить без замены достаточно длительный срок. Но даже в этом случае оно стареет, загрязняется и окисляется.
Когда вырабатывают свой ресурс присадки, задача которых предотвращать выпадение в осадок вредных веществ, образовавшихся в смазочном веществе, начинает страдать двигатель, что свидетельствует о необходимости замены продукта.
Масляные отходы содержат десятки химических соединений. Такой «букет», включающий также тяжелые металлы, обладает высокой устойчивостью к распаду, отравляет почву, атмосферу и воду.
Регенерация масляных отходов позволяет удалить из него вредные вещества и применять в качестве топочного мазута, сырья для производства кокса и бензина. Регенерация сырья дает шанс использовать его повторно в качестве смазочного материала.
Регенерация отходов
Прием масляных отходов с целью его дальнейшей отправки на регенерацию может стать основой перспективного бизнеса, но для его организации необходимо создать соответствующие условия. Скупка отходов отработанного масла и его хранение подлежит лицензированию, так как этот продукт относится к разряду опасных отходов.
Для отработанных смазочных материалов существует классификация, в соответствии с которой они распределяются по сортам, маркам и области применения. Организации, которые осуществляют прием отработки масла, обязаны иметь герметичные емкости для его хранения и обеспечить все требования пожарной безопасности, так как продукт является взрывоопасным и легковоспламеняющимся. Переработка отработанного масла производится в соответствии с категорией продукта.
Две основные группы, на которые разделяет отработку классификация масел, представлены светлыми и темными маслами.
- В первом случае продукт лишь незначительно потерял свои качества и регенерация производится в результате несложного процесса очистки – центрифугирование или фильтрацию, после чего можно вновь использовать его по прямому назначению.
- Темные масла содержат продукты окисления, сгорания и химические элементы металлов. В этом случае переработка осуществляется на специальном производственном оборудовании.
Переработка представляет собой разнообразные технологические операции, которые основаны на физических, химических и физико — химических методах. Еще недавно процесс восстановления осуществлялся крупными предприятиями.
Современный рынок предлагает предпринимателям мини — комплексы, которые обеспечивают технологические циклы переработки продукта в индустриальные масла или дизельное топливо.