Особенности работы регионального оператора ТБО
Содержание статьи
С 1 января 2016 года в силу вступил новый Федеральный закон №404, который внес поправки в ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Одно из главных изменений – вывоз бытовых отходов в этом стал коммунальной услугой. Такое нововведение обязывает органы исполнительной власти провести конкурс, по результатам которого выбирается единый региональный оператор по обращению с ТКО.
Основные понятия
Региональный оператор по обращению с отходами работает в соответствии с ФЗ №89 от 24 июня 1998 (с поправками от 2015 года) статьи 24.6:
- Оператор обеспечивает процедуру обращения с отходами в пределах конкретного региона РФ в соответствии со схемой сбора, перевозки, обезвреживания и утилизации отходов.
- Действия по обращению с отходами выполняются на основании актуального порядка.
- После проведения конкурсного отбора, муниципальная власть РФ присваивает юридическому лицу соответствующий статус.
- Срок действия статуса – не менее 10 лет. Если организация нарушила правила установленные законом правила, то статус может быть аннулирован досрочно.
- Настоящий закон устанавливает правила и содержание договора, заключаемого между предприятием и органами власти РФ.
Из Федерального закона №89 можно сформулировать следующее определение оператора по обращению с ТБО.
Региональный оператор – юридическое лицо, имеющее исключительное право на проведение всех действий по обращению с утильсырьем.
Этот же Федеральный закон устанавливает основные понятия, напрямую связанные с региональными операторами ТБО.
- Тверды коммунальные отходы – утильсырье, сформировавшееся в помещениях жилого типа в процессе жизнедеятельности людей.
- Норматив накопления – среднее количество утильсырья, образующееся в определенную единицу времени.
- Баланс количественных характеристик формирования – соотношение количества сформировавшихся ТКО к количественным характеристикам их утилизации.
При этом четкого ограничения в виде организации нет, однако наиболее распространенный тип – коммерческие предприятия.
Как утверждают сами законодатели, главная цель введение единой организации по обращению с отходами – наведение порядке в нише бытового мусора.
Договор по вывозу мусора
Между местными органами исполнительной власти и организацией по ТБО заключается договор. Содержание документа регулируется статьей 24.7.
Главные моменты:
- Региональный оператор не может отказать в предоставлении услуг по обращению с мусором владельцу ТКО, который расположены в пределах зоны его деятельности.
- Оператор обязан принимать мусор в объеме и в местах формирования, которые были прописаны в соглашении.
- Оператор может проводить свою деятельность за пределами назначенного региона, но только при наличии подписанной договоренности между субъектами РФ.
- Договор на оказание услуг составляется на основании типового соглашения, разработанного и принятого Правительством РФ.
- В соглашения могут быть внесены дополнительные условия, которые не противоречат требованиям закона РФ.
Таким образом, оператор – полноценное юридическое лицо, которое имеет право осуществлять деятельность по всей территории России.
Расчет оплаты по вывозу ТБО
Обновленный Федеральный закон №89 устанавливает возможные цены, которые могут быть указаны при заключении сторонами договора. Важно учесть тот факт, что стоимость обращения с ТБО не должна превышать верхние тарифы за услуги «коммунальщиков».
По причине того, что обращение с ТБО – коммунальная услуга, расчет оплаты изменился. Теперь стоимость удаления отходов основывается на количестве прописанных в квартире граждан.
Основные положения статьи 24.9 устанавливают следующие нормы государственного регулирования стоимости услуг по обращению с ТБО:
- Единый тариф на услуги по сбору, вывозу и утилизации мусора устанавливается для всех организации.
- Порядок регулирования стоимости КУ определяются непосредственно Правительством РФ.
- Органы исполнительной власти обязаны восполнить убытки предприятия в случае пересчета тарифов, установленных на основании долгосрочных параметров.
- Государственный орган, задача которого заключается в регуляции тарифов, осуществляет региональный контроль над организациями по обращению с отходами.
Региональный оператор «За и против»
Несмотря на то что региональный оператор начал свою официальную деятельность с начала 2016 года, только недавно начались споры по поводу эффективности такого решения.
Главное преимущество введения региональных операторов – упрощение контроля за процессом обращения с отходами. Это позволит оптимизировать множество действий, связанных со сбором, вывозом и утилизацией мусора.
Основной аргумент «противников» операторов по обращению с отходами – коммерческая направленность. Дело в том, что правительство возлагает обязанности по сбору и вывозу утильсырья на коммерческие организации. Главная их цель – извлечение прибыли и вложение денег для будущего развития или расширения.
Деятельность с ТКО после 2016 года – не бизнес, а инфраструктура муниципального образования. Назначение такой инфраструктуры – жизнеобеспечение. В этой сфере важна не столько прибыль, сколько устойчивость и своевременное, качественное исполнение услуги.