Наверх
[block id="7"]

Особенности №89 ФЗ Об отходах производства и потребления

Одной из насущных проблем современности является борьба с отходами и поиск путей их реализации. Значимость ее решения получила широкий отклик на государственном уровне. Благодаря этому появился №89 ФЗ Об отходах производства и потребления, устанавливающий актуальные права собственности и условия лицензирования деятельности в сфере обращения с мусором. Также ФЗ дает правовые основы по ведению учета и реализации мер по экологическому контролю.

Этот закон об отходах производства и потребления оставался актуальным вплоть до 2017 года и предполагал такие направления:

  • Переработка, обезвреживание и утилизация отходов.
  • Предупреждение образования вторсырья.
  • Наиболее полное использование первичного сырья.

Обновленный федеральный закон по обращению с утильсырьем

Государственная дума 23.11.2014 приняла законопроект, касающийся изменений в ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления». Связано это с тем, что спустя практически 10 лет некоторые положения были признаны неактуальными в современных реалиях.

Обновленный проект вносит значимые изменения в сферу регулирования при обращении с отходами. Часть положений уже вступило в силу, а принятие других указаний отложено до 2019 года. Ввиду того что внесенных изменений огромное количество, в разделе будет описана лишь основная часть.

ГД установила главные задачи, которые должен решить принятый законопроект:

  • Значительное повышение результативности в области обращения с мусором.
  • Повысить эффективность вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
  • Улучшить стимулирующий механизм для привлечения инвестиции в область утилизации и вторичной переработки мусора.

Чтобы объективно дать оценку новым законопроектам, необходимо рассмотреть все положения и выделить их основные недоработки.

Лицензирование

Закон об обращении с мусором предусматривает наличие у предприятий, занимающихся их переработкой, лицензии. Данный документ выдается департаментом Росприроднадзор. Он регламентирует порядок проведения работ и оказания услуг по переработке, регенерации, рециклингу и рекуперации компонентов утильсырья.

В соответствии с новой редакцией, закон о мусоре с 01.07.2015 года устанавливает новые требования к осуществлению лицензированной деятельности:

  • Наличие у лицензиата и его работников свидетельств о праве на осуществление работ с утильсырьем.
  • Право собственности лицензиата на помещения и здания для осуществления деятельности по переработке.
  • Наличие у лицензиата ответственного лица за допуск рабочих.
  • Право собственности лицензиата не только оборудования для переработки отходов, но и передвижных мобильных установок, имеющих специальное оборудование.

Закон об обращении с утильсырьем устанавливает обязательное наличие у предприятия, занимающегося утилизацией, санитарно — эпидемиологического заключения. Для его оформления требуется заключение специальных договоров с обслуживающими организациями.

Обратить внимание нужно на следующий момент. Согласно ФЗ № 458, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • сбор отходов всех классов опасности
  • транспортировка отходов
  • утилизация
  • обработка и обезвреживание

Лицензии, выданные ранее, до дня вступления закона в силу, на момент 2016 года уже недействительны.

Несмотря на некоторое усложнение законодательства, предусмотрено и облегчение работы организаций, которые только собираются получить лицензию. Ранее требовалось быть лицензентом системы производственного контроля. Сейчас это требование исключено из законодательства и подавать заявление на получение лицензии можно, не являясь участником системы производственного контроля. Однако, стоит учитывать, что согласно № 89-ФЗ, юридические лица все же обязаны осуществлять производственный контроль на подконтрольной территории.

Требования к профессиональной подготовке сотрудников

Профессиональная подготовка лиц, допущенных к работе с отходами регулируется законом № 89-ФЗ. Этот закон был незначительно дополнен и появились некоторые изменения. В первую очередь, они касаются необходимости оповещать контролирующие органы каждый раз, когда лицензент переходит на новый вид работ (который должен быть указан в лицензии) или меняет место работ. Если работник осуществлял свою деятельность по лицензии, полученной до вступления закона в силу, то его эти изменения не касаются. Также эта поправка касается и организаций, а не только одиночных работников. Юридические лица также должны подавать заявление, оповещая о переходе на новый вид деятельности или о смене места проведения работ. При наличии расхождений с федеральным законодательством, местные органы исполнительной власти должны привести свои требования в соответствии с вступившим в силу законом.

Экономическое регулирование

Основой экономического регулирования, которую определяет данный нормативный акт, является принцип плотности при размещении утильсырья. Таким образом, закон об обращении с утильсырьем стимулирует деятельность в сфере обращения с вторсырьем, а также являет целью сокращение объемов последнего и вовлечение его в хозяйственный оборот.

Активное стимулирование деятельности по борьбе с отходами осуществляется в следующих направлениях:

  • При использовании перерабатывающими предприятиями экономичных технологий, размер платы за размещение утильсырья уменьшается.
  • Для организаций, связанных с перерабатывающей деятельностью, для находящихся в их собственности основных производственных фондов, возможно применение ускоренной амортизации.

Для стимулирования соблюдения экологической безопасности, закон об утильсырье предусматривает уплату предприятиями, занимающимися их переработкой, утилизационного сбора с транспортных средств.

На его величину влияют такие факторы, как:

  • Характеристики транспорта, влияющие на величину издержек, возникающих в связи с его эксплуатацией.
  • Масса транспортного средства.
  • Год его выпуска.

ФЗ предусматривает выплату компенсации, ее можно получить при условии уплаты утилизационного сбора при утрате транспортным средством полезных для потребителя свойств и серьезное ухудшение технических характеристик.

Взимание с производителей утильсырья экологического сбора в пользу федерального бюджета позволяет направлять эти средства в виде субсидий на реализацию экологических программ по утилизации отходов.

Государственный надзор

С целью выявления и предупреждения нарушений в области переработки утильсырья, закон об утилизации утильсырья предусматривает осуществление мер контроля над деятельностью ответственных лиц. Обязанность по осуществлению государственного надзора возложена на федеральный и субъектные органы исполнительной власти.

На предприятиях, занимающихся переработкой вторсырья, закон об утилизации мусора предусматривает проведение производственного контроля, соответствующего требованиям экологического законодательства.

Еще одно важное изменение коснулось отзыва лицензии контролирующими органами. Теперь уполномоченный государственный орган вправе отозвать у хозяйствующего субъекта лицензию в том случае, если субъект нарушает требования федерального законодательства. Постановление Правительства Российской Федерации № 1062 регулирует порядок лицензирования данной сферы.

В законе появилось понятие об общественном контроле. Таким образом, надзор может осуществляться не только государственными органами, но и некоммерческими и общественными объединениями. Объединения и некоммерческие организации, а также частные лица вправе вносить свои предложения об участии в проверках на исполнение федерального законодательства об охране окружающей среды.

Новый взгляд на мусор

  • Раньше отходы позиционировались как остатки сырья, потерявшие свои полезные свойства.
  • Сейчас отходы – материал, сформировавшийся как результат выполнения работ, который подлежит изъятию и переработке в соответствии с актуальными законами РФ.

Основная разница в формулировках заключается в том, что исключено выражение «утрата потребительских свойств». Это очень важный момент, так как дает понять, что государство будет пытаться стимулировать не только утилизацию, но и вторичную переработку утильсырья.

К сожалению, этот новый взгляд не идеален. Если разобрать основу (каждый федеральный закон в области отходов), то возникает множество вопросов. Большинство из них связано с кардинальными недоработками новых нормативных актов.

Например:

  1. Что понимается под термином удаление? Ни в одном законодательном акте это понятие не раскрывается, а в лингвистический смысл слова достаточно обширный.
  2. Каким образом компании должны понимать, какой материал подлежит утилизации (удалению), а какой вывозу на вторичную переработку? В законах это затронуто лишь поверхностно.

Возможно в 2019 концепцию смогут доработать, однако сейчас она выглядит достаточно сырой.

Норматив образования отходов

Пересмотр права собственности на утильсырье

Статья №4, так же подверглась изменениям. ФЗ №89 теперь изложен более просто и лаконично: «Права собственности на вторичный материал определяется на основании гражданского кодекса».

Теперь мусор – один из типов собственности и порядок его использования устанавливается ГК РФ. В связи с этим экологам придется стать немного юристами.

Главные вырезки из Гражданского кодекса, регулирующие права собственности на отходы:

  1. Ст. 136 – гласит о том, что утильсырье будет принадлежать официальному собственнику независимо от того, кто пользуется материалом в настоящий момент.
  2. Ст. 209 – собственник имеет право на полное использование вещей по своему усмотрению, не противоречив актуальному законодательству.
  3. Ст. 226 – если гражданин отказался от права владения, то другое лицо вправе присвоить вещь в свою собственность.

Конечно, такие нововведения значительно облегчают работу предприятий, однако при этом появляются противоречия. Федеральный закон гласит, что осуществлять процедуры обращения с утильсырьем могут организации с соответствующей лицензией, но гражданский кодекс, в свою очередь, предполагает передачу отходов в собственность абсолютно любому лицу независимо от наличия лицензии.

Твердые коммунальные отходы

ТКО – мусор, образующийся в жилых комплексах в процессе жизнедеятельности физических лиц. В этот же раздел входит утильсырье, сформировавшееся в ходе деятельности лиц юридического типа.

Нормативный акт вводит новые понятия, связанные с ТКО и расшифровывает их:

  1. Норма накопления – усредненное количество ТКО, образующихся за определенный промежуток времени, а именно: день, месяц или год.
  2. Оператор по обращению – организация, сфера деятельности которой заключается в сборе, транспортировке, утилизации и прочих действиях, связанных со вторичным материалом.
  3. Региональный оператор – лицо юридического типа, обязующееся заключить контракт по обращению с утильсырьем с собственником мусора, который образуется в пределах конкретного региона.

Нельзя обойти стороной факт создания схем и программ регионального значения по обращению с ТКО и прочими отходами. Подобные действия подразумевают передачу всех полномочий (а они достаточно обширные), связанных с использованием вторичного материала, субъектам РФ.

Появление в законах понятия «ТКО» повлекло за собой изменение в Жилищном кодексе России. Теперь услуги по транспортировки мусора относятся к разделу коммунальных услуг. Расчет оплаты за вывоз производится по формуле: Количество прописанных в квартире людей умноженное на стандартную тарифную ставку.

Отходы товаров

ФЗ №458 налагает на производителя ответственность в виде обязанности за проведение утилизации товаров, которые превратились в отходы. Чтобы конкретизировать о каких материалах идет речь, в ФЗ № 89 вписали новое определение.

Отходы от использования товаров (сокращенно ОИТ) – готовый к продаже продукт, который частично или полностью утратил свои свойства, находясь на складе собственника.

Было разработано несколько схем, по которым производители будут реализовывать свою ответственность:

  1. Организации имеют право создать дополнительные подразделения, где будет проводиться полный цикл (от дезинфекции до утилизации) обращения с ОИТ.
  2. Заключение контрактов с одним из операторов ТКО.
  3. Создание союза производителей, в обязанности которого входит обеспечение выполнения норм по утилизации отходов.
  4. Оплата экологического сбора.

Список готовой продукции, подлежащей утилизации после потери потребительских свойств, и нормы удаления будут утверждены Правительством России в самое ближайшее время. Планируется пересмотр каждые три года. Средства, поступившие от оплаты экологического сбора, поступают в бюджет РФ.

В дальнейшем они будут использоваться:

  • В качестве субсидий отдельным субъектам России для обеспечения финансовой помощи программам по обращению с отходами.
  • Для покрытия расходов, связанных со сбором, транспортировки и утилизацией ОИТ.
  • Для реализации инженерных проектов по постройке объектов дезинфекции, обработки и утилизации вторичного сырья.

Категория однородного мусора

В законодательстве появилось новое определение «Группа однородных отходов» — утильсырье, классифицируемое по одному или нескольким одинаковым свойствам.

В этом году в силу вступило обновленное законодательство, теперь порядок обращения с категорией такого мусора 1 — 5 класса опасности регулирует уполномоченный государственный орган, в настоящий момент это Росприроднадзор.

Новые нормативы по обращению с отходами

Обновленное законодательство попросту не могло не коснуться относительно устаревших нормативов 1998 года. Все изменения уже вступили в силу:

  1. Все стандарты в сфере обращения с утильсырьем теперь устанавливаются на основании ФЗ №7 и 89.
  2. Порядок утилизации мусора, образующегося на частном предприятии и подлежащих надзору со стороны государства, устанавливается исполнительной властью.
  3. Ужесточилось наказание за нарушение принятых законом требований, в частности это коснулось приостановления деятельности.

Обновления паспортизации

Главное изменение состоит в том, что процедура подтверждения класса отходов (которая выполняется хозяйствующим субъектом) первична по отношению к паспортизации. Это значит, что теперь придется сначала получить от Росприронадзора подтверждение об отнесении отходов к определенному классу опасности. И только потом можно согласовывать паспорт. При этом к нему по прежнему придется прикладывать довольно большое количество сопутствующей документации.

Процедура займет не менее 45 дней. Для организаций, которые проходили процедуру паспортизации до вступления в силу изменений, специального порядка паспортизации не предусмотрено. Поэтому паспортизацию нужно провести снова.

В начале этого года вступили в силу лишь два важных изменения, касающиеся паспортизации отходов:

  • Теперь обязательной паспортизации подвергаются отходы не только 1 — 4 классов опасности, но и 5.
  • Мусор, включенный в ФККО, теперь не нуждается в отнесении к какому — либо классу опасности.

Последнее нововведение значительно облегчает жизнь как экологам, так и организациям по обращению с отходами.

Новые запреты

Все вышеперечисленные законопроекты были своеобразными «пряниками» по отношению к организациям, теперь же поговорим о «кнутах»:

  1. В этом году вступила в силу поправка в 11 статье, гласящая о запрете ввода в эксплуатацию сооружений без наличия в них специальных устройств для дезинфекции и безопасного хранения мусора в короткий срок.
  2. Изменения в 12 статье теперь строго запрещают использование твердых коммунальных отходов, как материал для рекультивации земель.
  3. Буквально через пару месяцев, а именно с 1 января 2017 года станет актуальным положение в 12 статье. Процедуры долгосрочного хранения и утилизации мусора, в котором содержатся полезные для различных сфер компоненты, будут запрещены. Мусор, запрещенный к захоронению, будет устанавливаться Правительством РФ.

За несоблюдение требований к организации процесса переработки и утилизации вторсырья, закон о мусоре определяет степень ответственности нарушителя. К нему могут быть применены меры административного и дисциплинарного характеров, а также возможно привлечение его к уголовной и гражданско — правовой ответственности.