Наверх

Основные изменения в получении лицензии на обращение с отходами

Как получить лицензию на деятельность по обращению с отходами? Новым постановлением Правительство Российской Федерации № 1062 ознаменовался 2015 год, которое аннулировало закон №255, но ввело новый Указ в сфере лицензирования деятельности отходов. Новый документ получил условное название Положение – 2015.

Главная задача лицензирования

Общие положения и основные изменения

Нормативный акт установил новые условия для прохождения лицензирования в сфере обращения с мусором. Так, с 1 июля 2015 года лицензия будет нужна для того, чтобы осуществить деятельность, связанную с отходами: вывоз, обезвреживание, утилизация.

В ФЗ №458 части 3 статьи 23 установлены особенности лицензирования:

  1. Действие лицензии, полученной до 1 июля 2015 года, сохраняется вплоть до 1 января 2019 года. Предприниматели, уже осуществляющая деятельность в области обращения с отходами могут заказать переоформление разрешающего документа с сохранением всех возможностей.
  2. ИП и прочие лица юридического характера, деятельность которых заключается в сборе, транспортировке и переработке утильсырья, обязаны были получить лицензию до 1 января 2016 года. После завершения срока, нелицензированная деятельность наказывается крупным штрафом или приостановкой деятельности организации.

Главное изменение, которое затронуло большинство предпринимателей, заключается в расширении списка деятельностей по обращению с отходами, нуждающихся в лицензировании. Это прослеживается в 1 пункте Положения — 2015.

Еще одно важное нововведение коснулось заполнения заявления. Положение — 2012 обязывало организацию самостоятельно вносить виды отходов, с которыми планировало работать предприятие, в ФККО. Теперь руководитель вносит список утильсырья непосредственно при написании заявления на получение лицензии, после чего государственные органы вносят эти сведения в ФККО.

Требования для получения лицензии

Положение — 2015 устанавливает для каждой деятельности по обращению с отходами условия, для получения лицензии по обращению с отходами. Если организация планирует осуществлять несколько работ, то предприятие обязуется соблюсти все требования. Стоит заранее продумать план действий, так как на отправку и сверку документации уходит не менее 2 месяцев. А перед подачей заявления нужно привести деятельность организации в соответствие со всеми требованиями.

Ниже представлена таблица с основными требованиями, каждая деятельность по обращению с отходами обладает своими особенностями:

Требования Сбор Вывоз Обработка Утилизация Дезинфекция Хранение
Наличие необходимых зданий и сооружений, которые принадлежат организации на основании аренды или прав собственности.

 

+ + + + +
Наличие оборудования на основании собственности или арендного договора, соответствующего основным требованиям законодательства РФ.

 

+ + +
Присутствие у организации оборудованных транспортных средств.

 

+
Наличие у ИП и сотрудников организации официальных трудовых договоров, и свидетельств, которые дают возможность осуществлять деятельность и подтвердить профессиональную подготовку работников.

 

+ + + + + +
Наличие соглашение на проведение процесса рекуперации утильсырья 1 — 4 класса, способного нанести вред озоновому слою.

 

+

В целом, основные требования, установленные Положением — 2015, полностью скопированы у предшественника. И это правильный ход, ведь наличие специальных сооружений, оборудованных транспортных средств – условия для соискателя, которые останутся актуальными еще очень долго. Несмотря на копирование, в пояснении к закону имеются некоторые уточнения. Так, Положение — 2015 устанавливает обязательное наличие на оборудованном транспорте специальных знаков, которые указывают принадлежность к организации.

Требование, которое касается обучения сотрудников так же осталось в силе. Оно закреплено в основном ФЗ №89. Поэтому перед началом работ, предприниматель заранее находит людей, которых допустит к обращению с отходами, и отправить их на соответствующие курсы. Что касается последнего пункта. В Постановлении Правительства РФ №228 от 2014 года установило список материалов и веществ, которые оказывают опасное влияние на озоновый слой. Обращение с такими отходами в обязательном порядке регулируется на государственном уровне.

Однако Положение — 2015 не стало перенимать все требования. Из состава были исключены следующие условия для получения лицензии:

  • Присутствие в организации сотрудника, который ответственен за допуск работников предприятия к обращению с опасным мусором.
  • Обязательное изучение окружающей среды на местах захоронения отходов со стороны лицензиата.
  • Наличие у предприятия контролирующих подразделений в сфере обращения с мусором.

Несмотря на то что эти условия были исключены из основных требований, они до сих пор числятся в Федеральном законе №89. Это создает парадокс в законодательстве.

Получение лицензии

Руководитель организации обязан предоставить в лицензирующий государственный орган прошение, в котором изложена просьба на предоставление разрешающего документа. К заявлению в обязательном порядке прикрепляется сопутствующая документация. Пункт 5 Положения — 2015 отведен специально для описания заявления.

Здесь указаны правила оформления прошения и информация, которая должна содержаться в нем:

  • Список конкретных отходов, с которыми организация будет работать в будущем. Сюда включается наименование, категория опасности и кодировка ФККО.
  • Данные о заключении СЭЗ, которое подтверждает полное соответствие всем установленным государством нормативов по эксплуатации сооружений и оборудования.
  • Одобряющее заключение от Экологической экспертизы (ГЭЭ).
  • Реквизиты документации, разрешающей возведение / ввод в использование коммуникацией для осуществления дальнейшей деятельности предприятия.

СЭЗ – санитарно — эпидемиологическое заключение. При заполнении заявления должны указываться реквизиты этой справки. Документ выдается в соответствии с приказом №244 от Роспотребнадзора. Главная задача проверки – проверить выполняются ли в организации нормы, установленные СанПиН 2.1.7.1322 — 03.

Перечень документации, который должен быть приложен к прошению по оформлению лицензии:

  1. Справки об учреждении – устав и свидетельство, по которым осуществляется деятельность.
  2. Свидетельства, подтверждающие право владения территорией и строениями на ней. В случае работы по договору аренды, может потребоваться предоставить справку о том, что территория будет находиться в ведении организации на весь период действия лицензии.
  3. Соглашения на передачу отходов со сторонними предприятиями. В случае работы по принципу давальческого сырья, необходимо отразить этот момент отдельно.
  4. Небольшая характеристика осуществляемых над отходами работ. Если предприятие осуществляет сразу несколько видов деятельности, перечисляют все.
  5. Технические паспорта и свидетельства на устройства и оборудования.
  6. Если компания использует автотранспорт – их паспорта и договора по обслуживанию машин.
  7. Разработанную инструкцию по обращению с утильсырьем.
  8. Документы по сфере экологического контроля.
  9. Справки о наличии контейнеров для временного хранения утильсырья.
  10. Паспорта отходов отдельно для каждого класса.
  11. Индивидуально разработанный проект по формированию мусора и ограничения по объему хранения.
  12. Соглашения на медицинское обследование сотрудников организации. Можно приложить результаты последнего планового медицинского осмотра.
  13. Справки о норме выдачи СИЗ.

Приведенный выше список является обобщенным. Существует вероятность, что государственным органам могут потребоваться дополнительные справки, касающиеся деятельности предприятия. Сложности могут возникнуть, если организация занимается сразу несколькими видами работ с отходами. Поэтому перед подачей заявления обратитесь в местный Роспотребнадзор и уточните всю информацию о необходимых документах. Собирать информацию нужно по месту регистрации организации, так как в разных субъектах РФ правила и требования могут различаться.

Раздел грубых нарушений лицензионных требований

В Положении — 2015, как и в предшественнике, имелся раздел, в котором представлены грубые нарушения основных требований соискателя.

В обновленный приказ были добавлены пункты:

  1. Отсутствие у соискателя лицензии ТС со специальными знаковыми обозначениями.
  2. Допуск к деятельности с утильсырьем 1 — 4 класс сотрудников, не прошедших предварительную подготовку.
  3. Использование в деятельности организации классов и типов отходов, ранее не заявленных при написании заявления.

Однако из актуального положения было исключено одно нарушение: не проведение на территории размещения отходов, проверки состояния окружающей среды. Стоит напомнить, что мониторинг больше не включен в список принципиальных условий для оформления разрешающего документа. С учетом всех новых правил, на получение лицензии в среднем уходит около 3 месяцев. Из них не менее 45 дней документы проходят согласование в соответствующих надзорных органах.

Если выявится хотя бы одно из серьезных нарушений, установленных на законодательном уровне – организации грозит серьезный штраф, который устанавливается персонально. Штраф зависит от размера и годового оборота компании. Минимальный размер штрафа составляет 50 000 рублей, для нарушений, не связанных с извлечением прибыли. При возникновении последствий для окружающей среды помимо штрафных санкций, на деятельность предприятия может быть наложен запрет.

Поэтому получение лицензии – обязательная процедура для того, чтобы организовать деятельность по обращению с отходами. Эта сфера крайне опасная для окружающей среды и людей в целом, из-за чего государство каждый год выпускает новые нормативные акты, регулирующие деятельность подобных организаций.

Наглядно по теме лицензирования деятельности отходов в представленном ниже видео: