Наверх

Об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Производственные мощности ежегодно возрастают во всех развитых странах. Встает вопрос о контроле над загрязнением окружающей среды. В рамках сохранения окружающей среды экологическое законодательство совершенствуется, появляются все новые меры защиты природы от негативного воздействия. Один из них, инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обязаны проводить все производственные предприятия.

Это требование, четко прописанное в федеральном законодательстве. Это важное требование, так как контроль над приведением результатов к норме, равно как и обязанность проводить замеры ложится на предприятия. Контролирующие органы только рассматривают результаты.

Передача полномочий

Довольно часто встречается следующая ситуация, когда инвентаризация выбросов выполняется сторонней организацией, еще одна разрабатывает проект нормативов. В результате контролирующие органы могут выявить множество недостатков в ходе учета вредных веществ и при проведении инвентаризации. Нередко приходится проводить уточняющие замеры, что приводит к непредвиденным расходам.

Поэтому предприятиям, которые передают полномочия по проведению инвентаризации, рекомендуется в обязательном порядке включать в договор с подрядчиком пункт о включении гарантийных обязательств. В случае результатов, непринятых контролирующими органами, подрядчик будет выплачивать компенсацию.

Подрядчику, со своей стороны, также требуются гарантии. Заключая договор, предприятие-заказчик обязуется предоставить исполнителю реальные сведения о технологии производства, о материалах, сырье и отходах, о фактическом состоянии оборудования, а также допустить исполнителя на технологические площадки для проведения замеров.

Источники загрязнения

Они делятся на две крупные категории источников выбросов загрязняющих веществ – с организованным и неорганизованным выбросом.

К первой категории относят следующие:

  • Трубы вентиляции и выведения дыма.
  • Шахты вентиляции, иные устройства для аэрации.
  • Дефлекторы.

Именно для измерения загрязнения от источника с организованным выбросом используют инструментальные методы. Инвентаризация источников выброса с неорганизованными выбросами производится расчетно.

Источники неорганизованных выбросов вредных веществ – это:

  • Дефекты оборудования, работающего под давлением.
  • Открытое хранение материалов или отходов.
  • Наличие любых прудов или отстойников, с которых идет испарение (т.е. незакрытых).
  • Проведение взрывотехнических работ.
  • Наличие автомобильного транспорта.
  • Эксплуатация передвижного оборудования.

Существуют производства, для которых не подходят стандартные методики инвентаризации. В таком случае можно составить собственный методический документ (он должен соответствовать отраслевым требованиям) и представить его Госкомэкологии на согласование.

При отсутствии возможности провести замеры в производственных помещениях, искомая величина рассчитывается, исходя из ПДК рабочей зоны и параметром движения воздушных масс в помещении или на производственной площадке.

Методы определения

Для измерения используются инструментальные методики, а для расчета показателей – расчетные и аналитические. Как правило, методы достаточно простые и основаны на знании технологии или на каких-либо общих физических и химических закономерностях. Измерение должно привести к появлению расчетного значения в граммах в секунду – это и есть искомая величина. Иногда ее можно получить по формуле, зная концентрацию вещества в воздухе.

Критика учета и нормирования

Инвентаризация источников выбросов – достаточно важная процедура. Существующая система инвентаризации и учета часто подвергается критике за недостатки в области нормирования, недостаточную точность рекомендуемых методик и за недоработки в оформлении отчетности.

В частности, к существенным недостаткам относят такие:

  • Если источник действует менее двадцати минут, то существующие методики не позволяют провести расчет с учетом этого времени. Та же проблема касается источников прерывного действия.
  • В отчетах инвентаризация выброса загрязняющих веществ в атмосферу подразумевает указание укладывающихся в норму результатов. То есть требуется предоставить параметры воздуха, приведенные к норме, даже если замеры показывают обратное. На деле фактические параметры могут выбиваться из нормы, но вместо устранения технологических недостатков, на предприятии формируют соответствующий отчет.
  • В методиках не учтена концентрация воды в воздухе. Это приводит к большому количеству погрешностей.
  • Так как нет места для указания дополнительных данных и пояснения не обязательны, не всегда понятно, при каких технологических условиях произведены замеры.
  • Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ предполагает как расчеты, так и измерения – что снижает результативность.

Существует также критика учета выбросов от открытых поверхностей и водоемов. На данный момент необходимые разъяснения в юридически значимых документах отсутствуют. Ответственным производителям рекомендуется использовать Инструкцию по инвентаризации выбросов от НИИ Атмосфера.

Законодательное регулирование

Основные положения федерального законодательства:

  • Главное правило заключается в том, что инвентаризация выбросов – обязанность, которая возложенная на юридические лица, которые непосредственно являются источниками вредных выбросов.
  • Законом предусмотрена передача инвентаризации сторонним организациям. Тем не менее, ответственность за результаты все равно лежит на юридическом лице – источнике загрязнения.
  • Порядок проведения инвентаризации выбросов вредных веществ устанавливается соответствующим министерством.
  • Процедуру обязаны проводить все учреждения, которые производят каким-либо образом вредные для атмосферы вещества.

Причем все замеры производятся при стандартной производственной нагрузке, при регламентированной мощности очистительного оборудования. Кроме того, параметры необходимо замерить на других возможных режимах работы оборудования.

Оформление отчетности

Завершающая стадия – это оформление соответствующей отчетности. Согласно действующим правилам требуется всего один отчет, но он должен быть оформлен по установленной форме.

У оформителей отчета есть возможность не включать в документ результаты измерений, которые не были проведены – тех, которые не требуются для предприятия данного типа, или тех, чье проведение невозможно. Таким образом, отчет может состоять только из одного результата – инструментального замера для одного источника.

Если предприятие не включает в отчет некоторые виды расчетов, но они могут быть проведены, то допустимо отразить необходимые данные в проекте нормативов. Но нужно учитывать следующий момент: единый учет будет сложнее, если измерения одних и тех же показателей будут содержаться в различных документах. Кроме того, при включении в проект нормативов ПДВ дополнительной информации, его утверждение и рассмотрение в контролирующих органах будет дольше.