Выбросы в атмосферу, как источник загрязнения
Содержание статьи
Влияние выбросов в атмосферу на экологическую обстановку планеты и здоровье всего человечества крайне неблагоприятно. Практически постоянно в воздух попадает и рассеивается по нему масса разных соединений, и некоторые распадаются крайне долго. Особенно актуальной проблемой являются автомобильные выбросы, но существуют и другие источники. Стоит рассмотреть их подробно и выяснить, как избежать печальных последствий.
Атмосфера и её загрязнение
Атмосфера – это то, что окружает планету и образует некий купол, сохраняющий воздух и определённую складывавшуюся тысячелетиями среду. Именно она позволяет человечеству и всему живому дышать и существовать. Атмосфера состоит из нескольких слоёв, и в её структуру входят разные компоненты. Больше всего содержится азота (чуть меньше 78%), на втором месте кислород (порядка 20%). Количество аргона не превышает 1%, а доля углекислого газа СО2 и вовсе ничтожно мала – менее 0,2-0,3%. И такая структура должна сохраняться и оставаться постоянной.
Если же соотношение элементов меняется, то защитная оболочка Земли не выполняет свои основные функции, и это самым непосредственным образом отражается на планете.
Вредные выбросы попадают в окружающую среду ежедневно и практически постоянно, что связано со стремительными темпами развития цивилизации. Каждый стремится приобрести автомобиль, все отапливают свои жилища.
Активно развиваются разные направления промышленности, перерабатываются извлекаемые из недр Земли полезные ископаемые, становящиеся источниками энергии для улучшения качества жизни и работы предприятий. И всё это неизбежно приводит к значительному загрязнению воздушного бассейна и крайне негативно влияет на экологию. Если ситуация останется прежней, это может грозить самыми серьёзными последствиями.
Основные разновидности загрязнений
Существует несколько классификаций выбросов вредных веществ в атмосферу. Так, они подразделяются на:
- организованные
- неорганизованные
В последнем случае вредные вещества попадают в воздух из так называемых неорганизованных и нерегламентированных источников, к которым относятся хранилища отходов и склады потенциально опасного сырья, места разгрузки и загрузки фур и товарных поездов, эстакады.
Организованная категория состоит из стационарных источников выбросов. И они по конструктивным особенностям подразделяются на:
- Низкие. Сюда относятся выделяющие газы и вредные соединения вместе с вентиляционным воздухом на невысоком уровне, часто рядом со зданиями, из которых вещества выводятся.
- Высокие. К высоким стационарным источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу относятся трубы, через которые выхлопы практически сразу проникают атмосферные слои.
- Средние или промежуточные. Промежуточные загрязнители находятся не более чем на 15-20% выше так называемой зоны аэродинамической тени, создаваемой сооружениями.
За основу классификации может быть взята дисперсность, которая определяет проникающие способности компонентов и рассеивание выбросов в атмосфере. Этот показатель применяется для оценки загрязнителей, пребывающих в форме аэрозолей или пыли. Для последней используется разделение дисперсности на пять групп, а для аэрозольных жидкостей – на четыре категории. И чем мельче компоненты, тем более стремительными темпами они рассеиваются по воздушному бассейну.
Токсичность
Все вредные выбросы подразделяются и по токсичности, определяющей характер и степень воздействия на человеческий организм, животных и растений. Показатель определяется как величина, обратно пропорциональная дозе, которая может стать смертельной. По токсичности выделяют такие категории как:
- малотоксичные
- умеренно токсичные
- высокотоксичные
- смертельно опасные, контакты с которыми могут спровоцировать летальный исход
Нетоксичные выбросы в атмосферный воздух – это, прежде всего, различные инертные газы, которые при нормальных и стабильных условиях не оказывают воздействия, то есть остаются нейтральными. Но при изменении некоторых показателей среды, например, при повышении давления они могут действовать на человеческий мозг наркотически.
Существует и регламентированная отдельная классификация всех попадающих в воздушный бассейн токсичных соединений. Она характеризуется как предельно допустимая концентрация, и, исходя из данного показателя, выделяется четыре класса токсичности. Последний четвёртый – это малотоксичные выбросы вредных веществ. К первому же классу относятся крайне опасные вещества, контакты с которыми представляют собой серьёзную угрозу для здоровья и жизни.
Основные источники
Все источники загрязнений можно разделить на две большие категории: природные и антропогенные. Начать стоит с первой, так как она менее обширна и никак не зависит от деятельности человечества.
Выделяют следующие естественные источники:
- Наиболее крупными природными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются вулканы, во время извержения которых в воздух устремляются огромные количества различных продуктов горения и мельчайших твёрдых частиц горных пород.
- Значительную долю в составе природных источников составляют лесные, торфяные и степные пожары, бушующие в летнее время года. При сгорании дерева и прочих содержащихся в природных условиях естественных источников топлива также образуются и устремляются в воздушный бассейн вредные выбросы.
- Различные выделения образуют животные, причём как при жизни в результате функционирования различных желез внутренней секреции, так и после смерти при разложении. Растения, имеющие пыльцу, также могут считаться источниками выбросов в окружающую среду.
- Негативное воздействие оказывает и состоящая из мельчайших частичек пыль, поднимаемая в воздух, витающая в нём и проникающая в атмосферные слои.
Антропогенные источники
Наиболее многочисленны и опасны антропогенные источники, связанные с деятельностью человека. К ним относят:
- Промышленные выбросы, возникающие во время работы заводов и прочих предприятий, занимающихся обрабатывающим, металлургическим или химическим производством. И в ходе некоторых процессов и реакций может сформироваться выброс радиоактивных веществ, которые особенно опасны для людей.
- Выбросы автотранспорта, доля которых может достигать 80-90% в общем объеме всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Автотранспортом сегодня пользуются многие, и ежедневно в воздух устремляются тонны входящих в состав выхлопов вредных и опасных соединений. И если промышленные выбросы от предприятий выводятся локально, то автомобильные присутствуют практически повсеместно.
- К стационарным источникам выбросов относятся тепловые и атомные электростанции, котельные установки. Они позволяют отапливать помещения, поэтому активно используются. Но все подобные котельные и станции являются причиной постоянных выбросов в окружающую среду.
- Активное применение разных видов топлива, особенно горючих. Во время их сжигания образуются большие количества опасных устремляющихся в воздушный бассейн веществ.
- Отходы. В процессе их разложения тоже происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. А если учесть, что период разложения некоторых отходов превышает десятки лет, то можно представить, насколько губительно их влияние на окружающую среду. И некоторые соединения гораздо опаснее выбросов промышленных предприятий: аккумуляторы и батарейки могут содержать и выделять тяжёлые металлы.
- Сельское хозяйство тоже провоцирует выделение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, образующихся при использовании удобрений, а также жизнедеятельности животных в местах их скопления. В них могут содержаться СО2, аммиак, сероводород.
Примеры конкретных соединений
Для начала стоит разобрать состав выбросов от автотранспорта в атмосферу, так как он многокомпонентный. Прежде всего, в нём содержится углекислый газ СО2, который не относится к токсичным соединениям, но, попадая в организм в высоких концентрациях, способен снижать уровень кислорода в тканях и крови. И хотя СО2 является неотъемлемой частью воздуха и выделяется во время дыхания людьми, выбросы углекислого газа при эксплуатации автомобилей гораздо более значительны.
Также в составе выхлопных газов обнаруживаются отработавшие газы, копоть и сажа, углеводороды, оксиды азота, угарный газ, альдегиды, бензапирен. Согласно результатам проводившихся измерений, количество выбросов от автотранспорта на один литр используемого бензина может достигать 14-16 кг различных газов и частиц, включая угарный газ и СО2.
От стационарных источников выбросов могут исходить самые разные вещества, такие как ангидрид, аммиак, сернистая и азотная кислоты, оксиды серы и углерода, пары ртути, мышьяк, фтористые и фосфорные соединения, свинец. Все они не просто попадают в воздух, но и могут вступать с ним или друг с другом в реакции, образуя новые компоненты. И особенно опасны промышленные выбросы в атмосферу загрязняющих веществ: замеры показывают их высокие концентрации.
Как избежать серьёзных последствий
Промышленные выбросы и другие крайне вредны, так как являются причиной выпадения кислотных осадков, ухудшения состояния здоровья людей, развития парникового эффекта. И чтобы предотвратить опасные последствия, нужно действовать комплексно и принимать такие меры как:
- Установка на предприятиях очистных сооружений, введение пунктов контроля загрязнений.
- Переход на альтернативные, менее токсичные и негорючие источники энергии, например, воду, ветер, солнечный свет.
- Рациональное использование автотранспорта: своевременное устранение поломок, применение специальных снижающих концентрации вредных соединений средств, налаживание выхлопной системы. А лучше хотя бы частично переходить на троллейбусы и трамваи.
- Законодательное регулирование на государственном уровне.
- Рациональное отношение к природным ресурсам, озеленение планеты.
Вещества, попадающие в атмосферу, опасны, но некоторые из них можно устранять или предупреждать их образование.