Существующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов
Содержание статьи
- 1 Что представляют собой твердые коммунальные отходы?
- 2 Виды нормативов коммунальных отходов
- 3 Правила определения нормативов
- 4 Что определяет нормы накопления отходов?
- 5 Нормативы накопления ТКО в жилых массивах на человека
- 6 Временные нормативы ТКО
- 7 Почему назрела необходимость пересмотра нормативов?
- 8 Что такое норматив НВОС?
- 9 Отходы с полезными компонентами
- 10 Ответственность производителей и импортеров товаров
С начала текущего года в платежках у жителей нашей страны появилось нововведение – оплата вывоза твердых коммунальных отходов. Это выполнение решений правительства РФ, которое новым законом скорректировало требования к определению нормативов отходов коммунальных предприятий и проведению расчетов по его вывозу и переработке. Услуги утилизации мусора перестали считаться жилищными услугами, а перешли в разряд коммунальных.
В регионах появились операторы, которые несут ответственность за качество услуг по сбору и транспортировке мусора и отходов.
Что представляют собой твердые коммунальные отходы?
В прошлом (2015) году были внесены изменения в закон, определяющий порядок определения отходов предприятий и бытовых потребителей. Было введено понятие «твердые коммунальные отходы», под которыми понимают весь мусор из жилых массивов, продовольственные товары с вышедшим сроком хранения, отходы от предприятий и организаций – с юридическим статусом и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, новая инструкция перестала разграничивать отходы от жилых и производственных помещений.
Проводится создание единой системы информационного учета движения отходов и контроля над их своевременной утилизацией. Вносить информацию вменяется в обязанность местных государственных администраций.
Изменены расчеты платы за утилизацию домового и промышленного мусора. Введены нормы и инструкция накопления твердых коммунальных отходов на каждого жителя квартиры, гостиниц, кинотеатров – с одного места и торгового помещения — с учетом общей площади.
По новому закону жители многоквартирных домов обязаны вступить в договорные отношения с региональным оператором учета твердых отходов. Посредником между ними будут выступать жилищные конторы и товарищества.
Инструкция четко определяет задачи регионального оператора ТКО. Он не вправе отказать любому собственнику, который живет или работает в зоне его ответственности. Все договора со стороны оператора – публичные. Оператор обязан создать эффективную систему сбора, транспортировки и утилизации мусора, а также определить тарифы, исходя из существующих нормативов.
Определение оператора ТКО в регионах будет вестись на конкурсной основе. Он проводится органами власти в порядке, установленном правительством. Оператор должен иметь необходимое оборудование и транспортные средства для осуществления деятельности, а также лицензии от органов Роспотребнадзор.
Виды нормативов коммунальных отходов
Норматив – показатель количественный, который выражается через объем, массу и расчетную единицу. Единицы расчетов по каждой группе объектов определяются городскими и поселковыми администрациями.
Нормативы твердых отходов различаются по:
- Территориальному признаку – регионам и муниципальным районам.
- Группам заказчиков.
- Классу объектов, где образуется мусор.
В течение года регионы будут тестировать и определять нормативы твердых коммунальных отходов. А с начала января следующего года они отразятся в платежках, как отдельная услуга и появится инструкция по их утилизации.
Правила определения нормативов
Определение нормативов производится с учетом категорий объектов, к которым относятся:
- Собственники квартир и домов.
- Придомовые территории.
- Собственники производственных помещений – с юридическим адресом и индивидуальные предприниматели.
Нормативы определяются отдельно по каждой группе, согласно инструкции. Региональные операторы ТКО при определении нормативов должны замерить объемы мусора и отходов. Для этого выбираются жилые кварталы, в которых проживает не менее 2 % жителей от общего числа для средних и малых населенных пунктов, не менее 1 % для больших городов и 0,5 % для крупных мегаполисов. Для проведения замеров используются специальные контейнеры, бункеры или прочные полиэтиленовые пакеты. Исключается смешивание мусора от жилых, производственных помещений и придомовых территорий, а также его уплотнение. Оператор обязан проводить замеры не менее недели в течение каждого сезона, вне зависимости от периодичности вывоза твердых отходов. Данные собираются с учетом каждого из дней недели, определяется масса ТКО и их объем.
Далее по специальным формулам определяется:
- Средний норматив посуточно на каждый сезон, который выражается в отношении массы отходов на расчетную единицу.
- Средний по каждому сезону норматив, выраженный количественно — отношение массы мусора к расчетной суточной единице.
- Годовой норматив, где среднесуточный показатель умножается на 365 дней.
- Средний месячный норматив, который определяется отношением объема отходов к единице расчета.
Определение массы и объема коммунальных отходов в контейнере проводится в следующем порядке:
- Отходы разравниваются.
- Мерной линейкой, которая представляет собой окрашенную рейку с нанесенными делениями, определяется объем собранных отходов. При этом нулевое деление на рейке должно совпадать с верхом емкости, а ее длина составлять 1,5 метра.
- Масса отходов определяется динамометром. Из показателя вычитается масса пустого контейнера. Используются динамометры до полутонны, имеющие точность до 5 кг.
- Допускается взвешивание мусора на погрузочной машине, если предварительно была определена его масса на транспортных весах с пределом в 10 кг и точностью до 5 кг.
Полученные результаты по каждой группе складываются понедельно и заносятся в сводную таблицу за каждый месяц и сезон.
Накопление отходов по нормативу коммунального мусора определяется его средним количеством, которое накапливается от жилых, производственных помещений и придомовых территорий в единицу времени. Оператор по ТКО – это лицо с юридической ответственностью или предприниматель, который ведет работу со всеми видами отходов.
Что определяет нормы накопления отходов?
На нормы накопления твердых отходов влияет целый ряд факторов:
- Благоустроенность жилья – наличие системы централизованного отопления и прочих удобств.
- Возможность раздельного сбора составляющих мусора – бумаги, картонных упаковок, пищевых отходов, пластиковых бутылок и прочего.
- При раздельном сборе уменьшается масса ТКО, в среднем на 20 кг с одного человека, при вторичной переработке ряда компонентов – на более чем 30 кг, что влияет на разработку нормативов.
- Климатические условия – в северных регионах долго длиться отопительный сезон, в южных – увеличивается число дней уборки придомовых территорий.
- Наличие зеленых насаждений, потребление местным населением овощей и фруктов.
Для определения нормативов подбираются жилые массивы двух типов – благоустроенные и неблагоустроенные. Основное внимание уделяется виду отопления – газовое или печное. На разные виды жилья составляются санитарные паспорта, в которых находят отражение данные о количестве жильцов домов и мест в гостинице или кинотеатре, степень благоустройства, состояние придомовой территории – наличие тротуаров, деревьев и кустарников. При раздельном сборе мусора обязательно указывается масса и объем.
Нормативы накопления ТКО в жилых массивах на человека
Для расчетов в государственном масштабе и планирования есть инструкция и в ней определены ориентировочные нормы на одного потребителя. Они высчитываются среднегодовые, среднесуточные за год, среднесуточные сезонные с указанием плотности. Нормативы определяются по следующим категориям:
- Благоустроенное жилье – при наличии газа, централизованного водоснабжения, отопления и канализации с раздельным сбором пищевых отходов и без него.
- Неблагоустроенное жилье – с самостоятельным отоплением, без водопровода и канализации, без сбора пищевых отходов, отдельно отмечаются дома коммунального фонда и частные домовладения.
- Жидкие отходы из выгребных ям и закрытых подвалов.
Нормативы накопления твердых отходов в жилых домах определяются решением местных органов власти и уточняются раз в 5 лет.
Временные нормативы ТКО
Они действуют, пока региональный оператор не разработал и не ввел в практику нормативов, действующих в отношении деятельности индивидуальных предпринимателей и предприятий с юридическим адресом.
Временные нормативы ТКО определяют количество мусора, образующегося в результате деятельности владельцев и арендаторов помещений, не входящих в жилой фонд. Нормативы определяются характером деятельности.
Основными показателями этого вида нормативов ТКО являются усредненный норматив накопления и их плотность. Нормативы подлежат уточнению каждый год, для этого пишется инструкция.
Расчет накоплений ведется по формуле, где коэффициент расчета для каждого вида деятельности перемножается на норматив накопления и общее число рабочих дней.
В настоящее время действуют усредненные временные нормативы ТКО для:
- Предприятий торговли продовольствием.
- Магазинов промтоваров.
- Магазинов хозтоваров.
- Павильонов, палаток, лотков.
- Рынков, складских помещений, баз.
- Рынков, базаров, ярмарок.
- Медицинских и фармацевтических учреждений.
- Образовательных учреждений.
- Транспортных предприятий.
- Предприятий сферы услуг.
При определении нормативов ТКО предприятия обязаны самостоятельно проводить взвешивание мусора и отражать в ведомости его фактическое количество.
- В учреждениях образования нормативы складываются на 1 студента или ученика.
- В предприятиях общепита на блюдо.
- В поликлинике на посещение.
- В ателье на работающего.
- В общежитиях на место с указанием фонда – благоустроенное или неблагоустроенное.
Временные нормативы складываются без учета отходов крупных габаритов. Если таковые имеются, то применяется расчетный коэффициент 1,5. Нормы накопления мусора от предприятий и организаций в больших городах составляют 30 — 50 % от норм накопления от жилых зданий.
Почему назрела необходимость пересмотра нормативов?
Принятый термин «твердые коммунальные отходы» в большей степени отражает масштаб требований к экологической сохранности мест проживания. В настоящее время ведется учет мероприятий по ТКО, сравниваются реальные показатели с ожидаемыми.
На основании этого планируется:
- Стимулирование строительства производств по утилизации и переработке ТКО.
- Разработать схемы безопасного обезвреживания и захоронения опасных отходов.
- Строительство заводов по вторичной переработке использованных товаров и категорий с вышедшим сроком хранения.
- Выявление и уничтожение несанкционированных свалок ТКО, привлечение к ответственности лиц, ведущих несогласованный вывоз мусора.
Все мероприятия по организации утилизации мусора региональный оператор согласовывает с местными органами Роспотребнадзора и экологами.
Новый закон и введение единых нормативов позволят более эффективно решать задачи по утилизации специфичных видов отходов. Ранее предприятиям часто отказывали в приеме таких отходов, оставляя их с дилеммой, куда их девать. Теперь отрегулирована система обращения с отходами коммунальных предприятий, которая включает:
- Транспортировка, обработку и прессовку ТКО.
- Обезвреживание.
- Уничтожение или захоронение.
Все виды деятельности определяются нормативами. Оплата производится по договору соглашения с оператором по региону, с учетом предельных тарифов, действующих на территории субъекта РФ. Органы исполнительной власти обязаны по закону регулировать тарифы на обработку, вывоз, обезвреживание и захоронение отходов всех классов опасности.
Что такое норматив НВОС?
При сборе, вывозе, обезвреживании, захоронении или уничтожении опасных отходов с предприятий будет взиматься плата за отрицательное воздействие на окружающую среду. Плата будет осуществляться предприятиями и организациями, у которых в производственной деятельности образуются опасные отходы, а плательщиком будет выступать оператор по региону, осуществляющий мероприятия по сбору и уничтожению.
Планируется направлять средства, полученные за НВОС на:
- Проведение природоохранных мероприятий в зоне захоронения опасных отходов.
- Строительство технических и инженерных сооружений с целью охраны окружающей среды.
- Исследование экологической обстановки в зоне полигонов для захоронений.
По закону у местных органов власти теперь нет права самостоятельно на сбор, транспортировку, захоронение отходов. Они могут лишь согласовывать вопросы с операторами ТКО и принимать участие в мероприятиях. С точки зрения разработчиков законов – это к лучшему. Как правило, на местах имеет место полное непонимание необходимости экологического контроля и надзора за утилизацией отходов, представляющих опасность для жизни и здоровья людей.
При расчете нормативов НВОС учитывают:
- Площадь объекта или ряда объектов, объединенных единым технологическим циклом.
- Технологические нормы – загрязнение продуктами производства, воздействие на экологию местности.
- Технологические показатели – концентрация вредных веществ, объем и масса выбросов, отходов производства, использование энергоресурсов за определенный момент времени или в пересчете на произведенный продукт.
- Технические нормативы, которые устанавливаются на двигатели и механизмы, как источники загрязнения окружающей среды.
- Разрешенные выбросы – объем и масса химикатов, их транспортировка.
- Действующие производственные технологии, позволяющие проводить природоохранные мероприятия.
Все объекты, которые подлежат нормированию по показателям НВОС, подразделяются на 4 категории:
- Сильное воздействие на экологическую обстановку.
- Умеренное негативное влияние.
- Незначительное отрицательное воздействие.
- Минимальное отрицательное воздействие.
Плата взимается за то, что производится транспортировка, размещение и утилизация твердых отходов производственной сферы и потребления.
Отходы с полезными компонентами
Новая инструкция немного изменена. Теперь в ней содержится поправка, которая регулирует обращение с отходами, имеющими в своем составе полезные компоненты. Теперь их запрещено утилизировать. Региональные операторы обязаны собирать такой мусор и направлять его к местам вторичной переработки. На все мероприятия по сбору и транспортировке будут действовать определенные нормативы.
В настоящее время разрабатывается список отходов, подлежащих вторичной переработке для того, чтобы на местах не было разночтений.
Ответственность производителей и импортеров товаров
Инструкция подразумевает, что производители и импортеры товаров несут ответственность за сбор, вывоз и утилизацию мусора. Если они отказываются это делать, то предусмотрен экологический сбор. Деньги, вырученные от сбора, пойдут на поддержку и развитие предприятий – региональных операторов ТКО.
При разработке нормативов для производителей и импортеров товаров учитываются масса и объем отходов производства и потребления, возможность вторичной переработки товаров с вышедшими сроками хранения, объем и масса упаковочных материалов.
В первую очередь экологический сбор коснется производителей потребительской продукции – шин, аккумуляторов, батареек, упаковочных материалов, флаконов и прочей тары.
Со временем планируется часть доходов с экологического сбора направлять на обустройство комплексов по переработке твердых отходов с целью улучшения экологии.
В связи с изменениями в сфере регулирования нормативов ТКО возникает ряд проблем. Кто теперь будет убирать площадки для сбора отходов. Раньше этим занимались управляющие компании, а теперь все средства будут направляться оператору ТКО. Возможно, инструкция будет изменена.