Наверх

Свалка шин и отходов РТИ

Ежегодно в мире образуется около 7 млн. тонн отработанных покрышек. Местом их последнего пристанища, как правило, является свалка шин. Из — за развития транспорта эта тенденция склонна к нарастанию. Большая часть отходов заполняет свалки и полигоны и лишь чуть более 20 % подвергается вторичной переработке. Экологи утверждают, что вскоре ситуация может выйти из — под контроля.

Дело в том, в естественных условиях резинотехнические изделия разлагаются около 100 лет, нанося вред почвенному покрову, поверхностным и грунтовым водам, атмосферному воздуху. Они являются источником таких токсических веществ, как дибутилфталаты, фенатрапены и дефиниламины, которые разрушают растительный покров, здоровье людей и животных.

Отходы резинотехнических изделий (далее РТИ), тем не менее, относятся к отходам 4 класса опасности – малоопасные. С этим связаны условия их сбора, транспортировки и утилизации.

Поле покрышек

Сбор и хранение шин

Отслужившие шины собираются на открытой площадке, на территории предприятия, вдали от возможных источников возгорания. Площадка устраивается с подветренной стороны к жилым строениям, она оборудуется твердым ровным покрытием и навесом, для исключения попадания ливневых стоков. Место сбора шин обязательно огораживается, организуются подъездные пути для вывоза к месту, где происходит утилизация.

Строго запрещено сжигать покрышки в местах сбора и вывозить их на несанкционированные свалки.

Транспортировка отработанных покрышек

Вывозом, размещением и утилизацией отработанных шин занимаются специализированные организации, получившие лицензию от местных органов Роспотребнадзор.

Отходы РТИ обязательно взвешиваются при погрузке или на транспортных весах, за исключением веса автомобиля. Масса колес указывается в накладной.

Прессованные шины

Как утилизируются отходы шин в странах ЕС

С началом нового тысячелетия в Европе скопилось более 10 млн. тонн отработанных покрышек. Ситуация требовала разрешения. До 2003 года их сжигали на отведенных полигонах, позже такая переработка была отменена из — за высокой опасности экологической катастрофы. Неэффективным методом признана свалка покрышек.

Есть специальная утилизация, которая наносит минимальный вред окружающей среде:

  1. Использование покрышек в качестве топлива для получения дешевой тепловой энергии. В Англии и ряде других стран разработаны и построены ТЭЦ, работающие на РТИ. Их сжигают в топках, а вредный дым собирают и обезвреживают. Тепловая энергия идет на отопление жилья и нагрев горячей воды.
  2. Сжигание колес методом пиролиза. В низкотемпературных печах переработка колес протекает без доступа кислорода. Преимущества метода – экологическая безопасность, так как в продуктах горения отсутствуют токсические вещества, отсутствие отходов, экономическая выгода – получение тепловой энергии для других технологических процессов.
  3. Использование отработанных покрышек на вторичное сырье. Часть отходов восстанавливается для производства новых покрышек, часть используется при изготовлении дорожных покрытий и портовых сооружений.

В странах ЕС ныне не действуют полигоны для хранения старых РТИ. Законами там запрещено выбрасывать отработанные покрышки, за это предусмотрено серьезное наказание.

Статистика отработанных шин

Шины подлежащие утилизации

В России утилизация предусмотрена для:

  • Пневматических шин
  • Камерных
  • Бескамерных
  • Покрышек

При сортировке отходов РТИ подразделяются на частично изношенные и изделия, закончившие свой цикл эксплуатации.

  1. К частично изношенным покрышкам относятся те, у которых минимальная глубина протектора, целостность и структура позволяют их вторично использовать. Восстановление осуществляется путем повторной проточки канавок (способ подходит только для шин грузовых автомобилей) или наложением на покрышку нового протектора – вулканизации.
  2. Шины, у которых разрушен каркас, высокая степень износа и нет перспектив восстановления протектора, признаются завершившими жизненный цикл. Они попадают в систему переработки отходов.

Срок использования авто покрышки

Способы обращения с отходами шин

По существующим ГОСТ предусмотрена такая утилизация:

  1. Повторное использование
  2. Получение материалов с новыми свойствами
  3. Получение тепловой энергии при сжигании
  4. Импорт отходов
  5. Захоронение

Захоронение может проводиться только в одном случае – когда вторичная переработка колес признается нецелесообразной.

Целые колеса рекомендуют использовать для укрепления берегов. Из них создаются искусственные рифы, противоэрозийные барьеры, волнорезы и волноломы. Покрышки защищают корпуса судов и молы при маневрах и шторме. Подобная переработка колес уже доказала экономическую выгоду. Покрышки, наполненные цементом, используют как основу под устройство фундамента.

Резиновый гранулят используется для производства ковриков, настилов, опорных вкладышей, крепежа, мягких резервуаров, обуви, дамских сумочек, ремней, аксессуаров.

Резина – высококалорийное неприродное топливо. Ее используют в печах для обжига цемента, в производстве извести, на мусоросжигательных заводах покрышки применяют в качестве воспламеняющего средства для медленно горящих твердых бытовых отходов.

На свалках ТБО отработанные шины служат укреплением для склонов и защиты их от эрозии. Ими закрывают дренажные трубы, чтобы предотвратить просачивание в почву жидкостей и газов.

Утилизация и переработка колес в России имеет перспективу. Это выгодно и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения охраны природных комплексов. Необходимы усилия производителей и поддержка на государственном уровне.