Наверх

Виды и переработка эксплуатационных отходов

Само понятие «эксплуатационный мусор» применяется в практике мирового судоходства. Под ним принято понимать все виды твердого производственного мусора, который собирается на судне во время обычного технического обслуживания, а также на всех этапах погрузки, разгрузки и размещения грузов. В число этого мусора включаются моющие вещества и присадки, которые используются для помывки трюма и содержатся в промывочных водах. К эксплуатационным отходам не относятся сточные воды, образующиеся в процессе жизнедеятельности экипажа судна и льяльные воды.

Все способы обращения с эксплуатационными судовыми отходами содержатся в инструкциях по сбору, удалению и обезвреживанию мусора морских и речных портов. Для России, все, что связано с эксплуатационными отходами имеет самое актуальное значение. Страна – крупнейшая морская и речная держава. Отходы с судов могут представлять реальную опасность не только для экологии прибрежных районов, но и для здоровья населения.

В международной практике судоходства существуют несколько районов, где запрещено сбрасывать в воду неопасные отходы. К их числу относятся:

  • Район Средиземного моря.
  • Район Балтийского моря.
  • Район Черного моря.
  • Район Красного моря.
  • Район Карибского моря.
  • Район Северного моря.
  • Прибрежная зона Антарктики.
  • Крупные заливы и проливы.

В других районах разрешено сбрасывать эксплуатационные и бытовые отходы и воды от промывки трюма, разумно распределяя их на большой площади. При этом судно должно находиться не менее, чем в 12 милях от береговой зоны. При этом капитаны судна отмечают в специальном журнале:

  • Состав отходов.
  • Время сброса.
  • Место с указанием географической широты и долготы.
  • Примерный объем сброса в куб. метрах.

Таким же образом отмечаются аварийные и другие чрезвычайные выбросы.

В число эксплуатационных отходов не включены продукты нефтехимии: остатки топлива, мазут, смазочные масла. Эти продукты запрещены к сбрасыванию в любых частях мирового океана. Они собираются специальными портовыми службами, обезвреживаются и утилизируются. Порядок обращения с нефтепродуктами и маслами закреплен в нормативных документах и обязателен для исполнения портовыми службами всех государств, имеющих выход к морю.

Льяльные отходы

Что относят к эксплуатационным отходам:

  1. Остатки грузов, которые остались на палубе и в трюме судна. Сюда относят все виды грузов по агрегатному состоянию – твердые, жидкие, пасты, гели, эмульсии, сыпучие.
  2. Остатки растительных и животных жиров, которые использовались для приготовления пищи.
  3. Туши животных, которые умерли или погибли во время плавания судна и являлись частью груза.
  4. Орудия лова, все предметы и устройства, которые предназначены для промышленной добычи морских и пресноводных организмов.
  5. Пищевые продукты с истекшим сроком хранения – овощи, фрукты, молочные продукты, мясные и прочие продукты.
  6. Отходы пластмассы – все виды фасовок, упаковок, вышедших из употребления пластмассовых материалов, которые используются в ходе эксплуатации судна.
  7. Зола и шлаки из инсинераторов.
  8. Остатки минеральных ресурсов, которые добываются на стационарных плавучих платформах.

Такие отходы не включают остатки и мусор, которые образуются в ходе лова и перевозки рыбы и морепродуктов.

Эксплуатационный мусор, запрещенный к сбросу в акватории океана:

  • Ветошь.
  • Стекло.
  • Черепки.
  • Бутылки и тара.
  • Плавучие сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы.
  • Пластмассы и синтетические материалы, обладающие плавучестью.
  • Промасленная ветошь.

Как производится сбор и вывоз эксплуатационных отходов

Все операции по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации эксплуатационных отходов проводятся по рабочим технологическим картам, принятым в каждом порту. Разработкой карт занимаются технические службы порта, которые согласовывают инструкции с местными органами Роспотребнадзора, государственного ветеринарного надзора, санитарно-карантинного контроля и организаций, уполномоченных контролировать охрану прибрежных вод. Основные положения по сбору эксплуатационных отходов включают:

  • Раздельный порядок сбора мусора с отечественных и иностранных судов, заходящих в порт.
  • Обязанность администрации порта донести порядок обращения с отходами до капитана каждого судна, который прибывает в порт или уже находится на стоянке.
  • Обязанности портовых служб, отвечающих за сбор отходов, которые должны своевременно отгружать мусор с судов и размещать его в мусороприемники.
  • Ответственность администрации порта за санитарное состояние портовых вод и обязанности по регулярной санитарной очистке акватории от плавающего мусора.
  • Вывоз мусора с территории порта занимаются транспортные организации, которые имеют лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Допускается вывоз мусора к местам захоронения транспортными портовыми службами.

Промасленные отходы

Особые отходы

К категории особых эксплуатационных отходов относятся все виды отходов, которые являются или могут быть источником особо опасных заболеваний человека и животных. К наиболее опасным из них приравнены мокросоленые шкуры животных, шерсть и живой скот, транспортируемые на судах флота.

Особые отходы собирает на специальное судно-приемщик подготовленная команда, экипированная средствами защиты кожи и органов дыхания.

Снятые с судна особые отходы, обязательно регистрируются в отдельном журнале, форма которого определена в нормативных документах.

Категорически запрещено смешивать опасный мусор с твердыми бытовыми отходами и вывозить их на свалки и полигоны ТБО.

Особые отходы складываются в отдельную тару, предоставляемую хозяйственной службой порта.

Для этого используются:

  • Бумажные закрытые мешки.
  • Полиэтиленовые мешки.
  • Металлические и пластмассовые контейнеры с плотно закрывающейся крышкой.

Тара для сбора должна быть исправна, не допускается просыпание особых эксплуатационных отходов. Контейнеры многократного использования после использования подвергаются обеззараживанию. Процедура проводится на месте сразу после опорожнения контейнеров. Запрещено использование контейнеров для особых отходов для сбора другого промышленного и бытового мусора. Дезинфекции подвергается судно-сборщик после каждого выхода к месту загрузки потенциально опасных отходов.

Капитанам судна вменяется в обязанность сообщать точное количество особых эксплуатационных отходов, чтобы рассчитать количество тары.

В каждом порту определяется свой норматив суточного сбора особых отходов. Это зависит от местных условий, количества судов, заходящих на стоянку и времени их нахождения у причала.

После сбора особые отходы грузятся на транспорт и вывозятся к месту дезинфекции и уничтожения. Для вывоза используются крытые грузовые автомобили, которые проходят процедуру дезинфекции после каждого рейса.

Порядок обращения с особыми отходами судов включает:

  1. Обезвреживание этих видов отходов с помощью дезинфекции, автоклавирования под температурой 120 градусов в течение 4 часов, обработки струями горячего пара. Перед обезвреживанием твердые отходы измельчаются.
  2. Сжигание отходов в печах, состояние которых соответствует современным требованиям безопасности для окружающей среды.
  3. Вывоз золы и шлаков к месту захоронения на полигоны ТБО.

Допускается сплав особых эксплуатационных отходов в канализационные стоки после измельчения и обеззараживания на пароструйных установках.

Если у портовых служб по объективным причинам нет возможности обеззараживать особые отходы, это вменяется в обязанность местным органам государственной власти.

Приещик отходов

Расчет количества эксплуатационных отходов

Количество эксплуатационных отходов, которые скапливаются в порту рассчитываются на основе таких показателей, как:

  • Грузооборот судна.
  • Количества членов команды.
  • Количества заходов в порт.
  • Уровень комплексного обслуживания портовыми службами.

Считается, что судно, занятое перевозками грузов, образует эксплуатационный мусор в порту выгрузки. При хорошем уходе на судне образуется не более 20 кг отходов за сутки.

В нормативах существуют формулы, по которым рассчитывается среднемесячное и среднегодовое количество эксплуатационных отходов. Это является основой для дальнейших расчетов объема мусоронакопителей, транспортировки отходов к местам захоронений, составлений договоров с транспортными предприятиями и организациями, занимающимися утилизацией отходов.

Для различных судов, прибывающих в порт, рассчитываются:

  • Образование отходов с контейнерных грузов.
  • Количество отходов с генеральных грузовозов.
  • Количество отходов, образующихся сыпучими грузами.

Эксплуатационный мусор рассчитывается на каждого члена судовой команды. Принята норма накопления мусора на 1 человека. Этот показатель составляет 1,5 кг в сутки. В целях предотвращения несанкционированного сброса отходов, судам предписывается находиться в районе, где запрещен выброс мусора не более 3 суток, а большим каботажным судам – не более 6 суток.

Отдельно ведется расчет накопления мусора судами служебно-вспомогательного флота, с учетом численности экипажа.

Помимо плавучих средств подсчитывается количество эксплуатационных отходов, образующихся на береговых объектах порта и от уборки территории. Введены среднесуточные и среднегодовые нормы накопления:

  • С территорий с асфальтовым покрытием.
  • С булыжных мостовых.
  • Со складских помещений.
  • С гаражей.
  • С механических мастерских.
  • Со служб порта и организаций, арендующих помещения на его территории.

Для сбора эксплуатационных отходов в порту устанавливаются мусоросборники с плотно закрывающимися крышками. Предусмотрены нормы расчета количества сменяемых и несменяемых мусоронакопителей.

Они зависят от:

  • Накопления отходов за сутки в куб. метрах.
  • Емкости контейнеров.
  • Коэффициента наполнения контейнеров.
  • Частоты смены тары.
  • Климатических условий.
  • Санитарного состояния площадок для размещения отходов.

Для вывоза эксплуатационных отходов рассчитывается необходимое число транспортных средств, при этом учитывается:

  • Число машин в автопарке порта.
  • Количество образующихся отходов за сутки.
  • Производительность одного транспортного средства в день.
  • Коэффициент амортизации машин и оборудования.

Эксплуатационный мусор, не представляющий опасности, вывозится на городские свалки и полигоны ТБО или сжигается на мусороперерабатывающем заводе.

Обязанности капитанов судов в сфере обращения с отходами:

  1. За сутки до захода в порт капитан судна обязан передать информацию о количестве и составе мусора, о наличии на борту отходов, представляющих опасность для окружающей среды.
  2. После передачи мусора на судно-приемщик, оформить соответствующие акты сдачи и приемки.
  3. Вести журнал учета отходов нефтепродуктов и смазочных масел.
  4. Обеспечить стандартные соединительные элементы на трубах слива жидких отходов.
  5. Сортировать отходы в соответствии с требованиями международной конвенции.
  6. Выполнять требования портовой администрации по сбору и сдаче эксплуатационных отходов.

Пищевые отходы

Обращение с эксплуатационными отходами камбузов

Пищевые отходы с камбузов судов, буфетов и столовых собираются и утилизируются в соответствии с санитарными нормами и ветеринарными правилами. Они могут быть направлены на фермы для откорма свиней, за исключением отходов с камбузов иностранных судов.

Пищевые отходы собираются в отдельные емкости и не смешиваются с другими видами эксплуатационных отходов. После утилизации контейнеры для сбора пищевых отходов моются и дезинфицируются в специально отведенных для этого помещениях.

Тара для сбора пищевых отходов должна быть обязательно с притертыми крышками. Это предотвращает размножение грызунов и вредным насекомых в местах накопления.

Площадки для сбора пищевых отходов строят отдельно от мест сбора других видов отходов. Они обязательно оборудуются ровным твердым покрытием и подъездными путями для транспортных средств и погрузочной техники. Размещение площадок согласуется с местными органами санитарно-эпидемиологического надзора.

По нормам расчета принимается, что в сутки образуются 66 г отходов с одного первого блюда и 180 г – со второго.

Организованный вывоз пищевых отходов осуществляют организации вторичной переработки, потребители или организации, занимающиеся утилизацией ТБО.

Обращение с полимерными эксплуатационными отходами

В последние десятилетия к наиболее опасным для экологии морей и океанов признаны пластмассовые и полимерные отходы. К их числу относятся: синтетические пленки и емкости, обрывки упаковки, пластмассовые сети, контейнеры, бутылки, остатки судовой обшивки, изоляции, поплавки. Этот вид мусора обладает плавучестью и долго разрушается в естественной среде, засоряя водное пространство. Много раз ученые находили куски полимерной пленки в легких умерших крупных морских млекопитающих. Отходы пластиков и пластмасс служат серьезным препятствием для судоходства. Остатки сетей наматываются на лопасти винтов и становятся причиной кораблекрушений.

В настоящее время судовым командам предписывается в обязанность собирать вышедшие из употребления изделия из полимеров и пластмасс в отдельный прочный и герметичный мешок. При заходе в порт команда сдает мешок с полимерными отходами судну-сборщику.

Второй способ утилизации полимерных отходов – инсинерация в судовых мусоросжигающих топках. Так как при горении полимеры выделяют много токсических веществ, предписывается сжигать мусор небольшими партиями при высокой температуре. До этого рекомендуется сжечь в топке ветошь, загрязненную нефтепродуктами. Можно включить систему принудительного обдува.

Судовая команда всегда должна принимать на борт продукты и материалы в альтернативных пластику упаковках, если такой выбор существует.

Гранулят

Способы утилизации эксплуатационных отходов на судне

В соответствии с международной конвенцией, каждое судно должно быть оснащено одним из видов оборудования, предотвращающего загрязнение морей и океанов.

К их числу относятся:

  • Мусоронакопители.
  • Устройства обработки.
  • Установки для утилизации отходов.

Прежде всего, каждое судно разрабатывает мероприятия, чтобы принимать на борт минимум потенциального мусора и предотвратить большие объемы его накопления в плавании. На пассажирских судах должна быть вывешена информация о местах и способах сбора мусора на борту. На грузовых составляется план обращения с эксплуатационными отходами, который включает:

  1. Технологию сбора, хранения, обработки и уничтожения отходов.
  2. Состав судового эксплуатационного оборудования для хранения, обработки и уничтожения мусора.
  3. Лиц, ответственных за реализацию плана.

Места, где устанавливаются приемники и накопители отходов на борту должны быть в удовлетворительном санитарном состоянии.

В качестве емкостей для сбора эксплуатационных отходов на судне предусмотрены:

  • Сменные емкости.
  • Герметичные полиэтиленовые мешки.
  • Встроенные мусоронакопители.
  • Бункеры уплотнителей мусора.

Все емкости для сбора мусора должны быть плотно закрыты и промаркированы по виду. На крупных грузовых судах емкости для накопления отходов должны располагаться в зоне выгрузки-погрузки. На борту категорически запрещено смешивать эксплуатационный мусор с другими видами отходов.

Установка на судне мусоронакопителей зависит от нескольких факторов:

  1. От вида судна.
  2. От условий плавания и перевозки грузов.
  3. Длительности переходов без заходов в порт.

Небольшие суда, курсирующие между портами, нуждаются в самых простых накопительных устройствах, а, к примеру, крупные траулеры, вышедшие на улов, должны иметь кроме накопителей уплотнители и утилизаторы эксплуатационных отходов.

Порты также обязаны иметь сооружения для накопления, уплотнения и уничтожения мусора.

Сбор судовых отходов

Обработка эксплуатационных отходов на судах

Суда могут быть оборудованы следующими установками для обработки мусора:

  • Мусоросжигательными топками (инсинераторами).
  • Измельчителями.
  • Прессом для уплотнения отходов.
  1. В последнее время распространение получил способ инсинерации. Сжигать в печных установках можно большинство эксплуатационного мусора, кроме содержащих стекло и металлы. Печи — инсинераторы классифицируются по мощности.

Перед другими методами утилизации сжигание имеет серьезные преимущества – позволяет значительно снизить объем эксплуатационных отходов, получить на выходе золу и шлаки, безопасные для акватории моря, автоматизировать процесс обращения с мусором.

Для эксплуатации сжигательной печи судно получает сертификат, в котором предписывается сколько отходов и какого вида допустимо утилизировать в топке. Например, по сертификату допускается сжигать 70 % бумаги и картона, до 10 % полимеров и ветоши. Одновременно недопустимо загружать в топку пластик и ветошь, запачканную нефтепродуктами, это приводит к сильному разогреву печи и большому объему отходящих токсичных газов. Образовавшиеся после горения зола и шлаки признаются безопасными, их можно выбрасывать в море. Разрешенная акватория для выбросов – зона в 12 милях от берега, за исключением отдельно оговоренных районов.

Недостатком инсинерационных печей является повышенная пожароопасность и расход топлива на сжигание отходов.

Сжигание мусора производится в несколько этапов:

  • Сортировка.
  • Высушивание.
  • Собственно сжигание.

Сортировка необходима, чтобы отделить легкоплавкие предметы, которые могут залить колосники и снизить эффективность горения.

Предварительное высушивание происходит в камере при температуре 500 °С. В момент высушивания отходы перемешиваются, чтобы ускорить выпаривание.

Сухие отходы сгорают в топке с выделением энергии тепла, которую можно использовать для обогрева воды.

При  сжигании жидких отходов, их рекомендуется смешать с топливом для ускорения процесса утилизации. Их подают в топку через форсунки в распыленном виде. Для эффективности процесса в инсинератор принудительно подается воздух.

Сжигание в инсинераторе по физико-химическому процессу напоминает пиролиз – первично от отходов отделяются газообразные фракции, которые собираются в отдельной камере и сжигаются.

Инсинератор

Инсинераторы отечественного и импортного производства имеют схожий принцип устройства:

  • Две камеры, в первой отходы сушатся, во второй окончательно догорают.
  • Оборудован дымоход с принудительной вентиляцией.
  • Скорость подачи воздуха для сжигания регулируется положением заслонки.

Камера инсинератора изготавливается из стали и обмуровывается огнеупорами. В нижней части печи оборудована камера для сбора сгоревших остатков.

  1. Для обработки эксплуатационных отходов на судне применяются измельчители мусора. Это установки с режущими лопастями, которые могут измельчать любые материалы – деревянные ящики, стеклянные и жестяные банки и многое другое. В России измельчители не получили широкого распространения из-за того, что большинство судов курсируют в прибрежных районах, где запрещен сброс любых эксплуатационных отходов, даже измельченных.

Особый интерес представляют измельчители пищевых отходов, которые собирают их в специальную цистерну с водой. После выхода в разрешенную зону отходы из цистерны сбрасываются в море.

  1. Бывают случаи, когда судно долго плавает в ледовых водах, или заходит в порты, не оснащенные оборудованием для приемки мусора. В таком случае судну предписывается установить на борту пресс для уплотнения отходов. Такая установка способна уменьшить объем отходов до 10 раз.

Прессование позволяет не сортировать отходы, установка отличается простотой обслуживания, отличается малой мощностью и не требует особого ухода. Ее можно разместить в любом месте, включая палубу.

К недостаткам метода можно отнести необходимость устройства камер, в которых мусор будет обеззараживаться и храниться на судне.

Итак, наиболее распространенным способом обработки мусора являются инсинераторы. В печах можно сжигать практически все виды эксплуатационных отходов, существенно уменьшая их объем.

Принятие международной конвенции позволило осуществлять контроль в сфере обращения с эксплуатационными отходами и защитить мировой океан от дальнейшего загрязнения.