Наверх

Существующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов

С начала текущего года в платежках у жителей нашей страны появилось нововведение – оплата вывоза твердых коммунальных отходов. Это выполнение решений правительства РФ, которое новым законом скорректировало требования к определению нормативов отходов коммунальных предприятий и проведению расчетов по его вывозу и переработке. Услуги утилизации мусора перестали считаться жилищными услугами, а перешли в разряд коммунальных.

В регионах появились операторы, которые несут ответственность за качество услуг по сбору и транспортировке мусора и отходов.

Сбор мусора

Что представляют собой твердые коммунальные отходы?

В прошлом (2015) году были внесены изменения в закон, определяющий порядок определения отходов предприятий и бытовых потребителей. Было введено понятие «твердые коммунальные отходы», под которыми понимают весь мусор из жилых массивов, продовольственные товары с вышедшим сроком хранения, отходы от предприятий и организаций – с юридическим статусом и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, новая инструкция перестала разграничивать отходы от жилых и производственных помещений.

Проводится создание единой системы информационного учета движения отходов и контроля над их своевременной утилизацией. Вносить информацию вменяется в обязанность местных государственных администраций.

Изменены расчеты платы за утилизацию домового и промышленного мусора. Введены нормы и инструкция накопления твердых коммунальных отходов на каждого жителя квартиры, гостиниц, кинотеатров – с одного места и торгового помещения — с учетом общей площади.

По новому закону жители многоквартирных домов обязаны вступить в договорные отношения с региональным оператором учета твердых отходов. Посредником между ними будут выступать жилищные конторы и товарищества.

Инструкция четко определяет задачи регионального оператора ТКО. Он не вправе отказать любому собственнику, который живет или работает в зоне его ответственности. Все договора со стороны оператора – публичные. Оператор обязан создать эффективную систему сбора, транспортировки и утилизации мусора, а также определить тарифы, исходя из существующих нормативов.

Определение оператора ТКО в регионах будет вестись на конкурсной основе. Он проводится органами власти в порядке, установленном правительством. Оператор должен иметь необходимое оборудование и транспортные средства для осуществления деятельности, а также лицензии от органов Роспотребнадзор.

Полигон для отходов

Виды нормативов коммунальных отходов

Норматив – показатель количественный, который выражается через объем, массу и расчетную единицу. Единицы расчетов по каждой группе объектов определяются городскими и поселковыми администрациями.

Нормативы твердых отходов различаются по:

  • Территориальному признаку – регионам и муниципальным районам.
  • Группам заказчиков.
  • Классу объектов, где образуется мусор.

В течение года регионы будут тестировать и определять нормативы твердых коммунальных отходов. А с начала января следующего года они отразятся в платежках, как отдельная услуга и появится инструкция по их утилизации.

Правила определения нормативов

Определение нормативов производится с учетом категорий объектов, к которым относятся:

  • Собственники квартир и домов.
  • Придомовые территории.
  • Собственники производственных помещений – с юридическим адресом и индивидуальные предприниматели.

Нормативы определяются отдельно по каждой группе, согласно инструкции. Региональные операторы ТКО при определении нормативов должны замерить объемы мусора и отходов. Для этого выбираются жилые кварталы, в которых проживает не менее 2 % жителей от общего числа для средних и малых населенных пунктов, не менее 1 % для больших городов и 0,5 % для крупных мегаполисов. Для проведения замеров используются специальные контейнеры, бункеры или прочные полиэтиленовые пакеты. Исключается смешивание мусора от жилых, производственных помещений и придомовых территорий, а также его уплотнение. Оператор обязан проводить замеры не менее недели в течение каждого сезона, вне зависимости от периодичности вывоза твердых отходов. Данные собираются с учетом каждого из дней недели, определяется масса ТКО и их объем.

Далее по специальным формулам определяется:

  • Средний норматив посуточно на каждый сезон, который выражается в отношении массы отходов на расчетную единицу.
  • Средний по каждому сезону норматив, выраженный количественно — отношение массы мусора к расчетной суточной единице.
  • Годовой норматив, где среднесуточный показатель умножается на 365 дней.
  • Средний месячный норматив, который определяется отношением объема отходов к единице расчета.

Определение массы и объема коммунальных отходов в контейнере проводится в следующем порядке:

  1. Отходы разравниваются.
  2. Мерной линейкой, которая представляет собой окрашенную рейку с нанесенными делениями, определяется объем собранных отходов. При этом нулевое деление на рейке должно совпадать с верхом емкости, а ее длина составлять 1,5 метра.
  3. Масса отходов определяется динамометром. Из показателя вычитается масса пустого контейнера. Используются динамометры до полутонны, имеющие точность до 5 кг.
  4. Допускается взвешивание мусора на погрузочной машине, если предварительно была определена его масса на транспортных весах с пределом в 10 кг и точностью до 5 кг.

Полученные результаты по каждой группе складываются понедельно и заносятся в сводную таблицу за каждый месяц и сезон.

Накопление отходов по нормативу коммунального мусора определяется его средним количеством, которое накапливается от жилых, производственных помещений и придомовых территорий в единицу времени. Оператор по ТКО – это лицо с юридической ответственностью или предприниматель, который ведет работу со всеми видами отходов.

Деятельность регионального оператора

Что определяет нормы накопления отходов?

На нормы накопления твердых отходов влияет целый ряд факторов:

  • Благоустроенность жилья – наличие системы централизованного отопления и прочих удобств.
  • Возможность раздельного сбора составляющих мусора – бумаги, картонных упаковок, пищевых отходов, пластиковых бутылок и прочего.
  • При раздельном сборе уменьшается масса ТКО, в среднем на 20 кг с одного человека, при вторичной переработке ряда компонентов – на более чем 30 кг, что влияет на разработку нормативов.
  • Климатические условия – в северных регионах долго длиться отопительный сезон, в южных – увеличивается число дней уборки придомовых территорий.
  • Наличие зеленых насаждений, потребление местным населением овощей и фруктов.

Для определения нормативов подбираются жилые массивы двух типов – благоустроенные и неблагоустроенные. Основное внимание уделяется виду отопления – газовое или печное. На разные виды жилья составляются санитарные паспорта, в которых находят отражение данные о количестве жильцов домов и мест в гостинице или кинотеатре, степень благоустройства, состояние придомовой территории – наличие тротуаров, деревьев и кустарников. При раздельном сборе мусора обязательно указывается масса и объем.

Нормативы накопления ТКО в жилых массивах на человека

Для расчетов в государственном масштабе и планирования есть инструкция и в ней определены ориентировочные нормы на одного потребителя. Они высчитываются среднегодовые, среднесуточные за год, среднесуточные сезонные с указанием плотности. Нормативы определяются по следующим категориям:

  • Благоустроенное жилье – при наличии газа, централизованного водоснабжения, отопления и канализации с раздельным сбором пищевых отходов и без него.
  • Неблагоустроенное жилье – с самостоятельным отоплением, без водопровода и канализации, без сбора пищевых отходов, отдельно отмечаются дома коммунального фонда и частные домовладения.
  • Жидкие отходы из выгребных ям и закрытых подвалов.

Нормативы накопления твердых отходов в жилых домах определяются решением местных органов власти и уточняются раз в 5 лет.

Вред окружающей среде

Временные нормативы ТКО

Они действуют, пока региональный оператор не разработал и не ввел в практику нормативов, действующих в отношении деятельности индивидуальных предпринимателей и предприятий с юридическим адресом.

Временные нормативы ТКО определяют количество мусора, образующегося в результате деятельности владельцев и арендаторов помещений, не входящих в жилой фонд. Нормативы определяются характером деятельности.

Основными показателями этого вида нормативов ТКО являются усредненный норматив накопления и их плотность. Нормативы подлежат уточнению каждый год, для этого пишется инструкция.

Расчет накоплений ведется по формуле, где коэффициент расчета для каждого вида деятельности перемножается на норматив накопления и общее число рабочих дней.

В настоящее время действуют усредненные временные нормативы ТКО для:

  • Предприятий торговли продовольствием.
  • Магазинов промтоваров.
  • Магазинов хозтоваров.
  • Павильонов, палаток, лотков.
  • Рынков, складских помещений, баз.
  • Рынков, базаров, ярмарок.
  • Медицинских и фармацевтических учреждений.
  • Образовательных учреждений.
  • Транспортных предприятий.
  • Предприятий сферы услуг.

При определении нормативов ТКО предприятия обязаны самостоятельно проводить взвешивание мусора и отражать в ведомости его фактическое количество.

  • В учреждениях образования нормативы складываются на 1 студента или ученика.
  • В предприятиях общепита на блюдо.
  • В поликлинике на посещение.
  • В ателье на работающего.
  • В общежитиях на место с указанием фонда – благоустроенное или неблагоустроенное.

Временные нормативы складываются без учета отходов крупных габаритов. Если таковые имеются, то применяется расчетный коэффициент 1,5. Нормы накопления мусора от предприятий и организаций в больших городах составляют 30 — 50 % от норм накопления от жилых зданий.

Инвентаризация отходов

Почему назрела необходимость пересмотра нормативов?

Принятый термин «твердые коммунальные отходы» в большей степени отражает масштаб требований к экологической сохранности мест проживания. В настоящее время ведется учет мероприятий по ТКО, сравниваются реальные показатели с ожидаемыми.

На основании этого планируется:

  1. Стимулирование строительства производств по утилизации и переработке ТКО.
  2. Разработать схемы безопасного обезвреживания и захоронения опасных отходов.
  3. Строительство заводов по вторичной переработке использованных товаров и категорий с вышедшим сроком хранения.
  4. Выявление и уничтожение несанкционированных свалок ТКО, привлечение к ответственности лиц, ведущих несогласованный вывоз мусора.

Все мероприятия по организации утилизации мусора региональный оператор согласовывает с местными органами Роспотребнадзора и экологами.

Новый закон и введение единых нормативов позволят более эффективно решать задачи по утилизации специфичных видов отходов. Ранее предприятиям часто отказывали в приеме таких отходов, оставляя их с дилеммой, куда их девать. Теперь отрегулирована система обращения с отходами коммунальных предприятий, которая включает:

  • Транспортировка, обработку и прессовку ТКО.
  • Обезвреживание.
  • Уничтожение или захоронение.

Все виды деятельности определяются нормативами. Оплата производится по договору соглашения с оператором по региону, с учетом предельных тарифов, действующих на территории субъекта РФ. Органы исполнительной власти обязаны по закону регулировать тарифы на обработку, вывоз, обезвреживание и захоронение отходов всех классов опасности.

Статистика ТБО

Что такое норматив НВОС?

При сборе, вывозе, обезвреживании, захоронении или уничтожении опасных отходов с предприятий будет взиматься плата за отрицательное воздействие на окружающую среду. Плата будет осуществляться предприятиями и организациями, у которых в производственной деятельности образуются опасные отходы, а плательщиком будет выступать оператор по региону, осуществляющий мероприятия по сбору и уничтожению.

Планируется направлять средства, полученные за НВОС на:

  • Проведение природоохранных мероприятий в зоне захоронения опасных отходов.
  • Строительство технических и инженерных сооружений с целью охраны окружающей среды.
  • Исследование экологической обстановки в зоне полигонов для захоронений.

По закону у местных органов власти теперь нет права самостоятельно на сбор, транспортировку, захоронение отходов. Они могут лишь согласовывать вопросы с операторами ТКО и принимать участие в мероприятиях. С точки зрения разработчиков законов – это к лучшему. Как правило, на местах имеет место полное непонимание необходимости экологического контроля и надзора за утилизацией отходов, представляющих опасность для жизни и здоровья людей.

При расчете нормативов НВОС учитывают:

  1. Площадь объекта или ряда объектов, объединенных единым технологическим циклом.
  2. Технологические нормы – загрязнение продуктами производства, воздействие на экологию местности.
  3. Технологические показатели – концентрация вредных веществ, объем и масса выбросов, отходов производства, использование энергоресурсов за определенный момент времени или в пересчете на произведенный продукт.
  4. Технические нормативы, которые устанавливаются на двигатели и механизмы, как источники загрязнения окружающей среды.
  5. Разрешенные выбросы – объем и масса химикатов, их транспортировка.
  6. Действующие производственные технологии, позволяющие проводить природоохранные мероприятия.

Все объекты, которые подлежат нормированию по показателям НВОС, подразделяются на 4 категории:

  1. Сильное воздействие на экологическую обстановку.
  2. Умеренное негативное влияние.
  3. Незначительное отрицательное воздействие.
  4. Минимальное отрицательное воздействие.

Плата взимается за то, что производится транспортировка, размещение и утилизация твердых отходов производственной сферы и потребления.

Сжигание отходов

Отходы с полезными компонентами

Новая инструкция немного изменена. Теперь в ней содержится поправка, которая регулирует обращение с отходами, имеющими в своем составе полезные компоненты. Теперь их запрещено утилизировать. Региональные операторы обязаны собирать такой мусор и направлять его к местам вторичной переработки. На все мероприятия по сбору и транспортировке будут действовать определенные нормативы.

В настоящее время разрабатывается список отходов, подлежащих вторичной переработке для того, чтобы на местах не было разночтений.

Ответственность производителей и импортеров товаров

Инструкция подразумевает, что производители и импортеры товаров несут ответственность за сбор, вывоз и утилизацию мусора. Если они отказываются это делать, то предусмотрен экологический сбор. Деньги, вырученные от сбора, пойдут на поддержку и развитие предприятий – региональных операторов ТКО.

При разработке нормативов для производителей и импортеров товаров учитываются масса и объем отходов производства и потребления, возможность вторичной переработки товаров с вышедшими сроками хранения, объем и масса упаковочных материалов.

В первую очередь экологический сбор коснется производителей потребительской продукции – шин, аккумуляторов, батареек, упаковочных материалов, флаконов и прочей тары.

Со временем планируется часть доходов с экологического сбора направлять на обустройство комплексов по переработке твердых отходов с целью улучшения экологии.

В связи с изменениями в сфере регулирования нормативов ТКО возникает ряд проблем. Кто теперь будет убирать площадки для сбора отходов. Раньше этим занимались управляющие компании, а теперь все средства будут направляться оператору ТКО. Возможно, инструкция будет изменена.