Наверх
[block id="7"]

Правовая охрана атмосферы

Охрана атмосферы особенно актуальна, учитывая сложившуюся экологическую ситуацию. Она предполагает принятие различных мер, направленных на сохранение основных компонентов экосистемы.

Защита природы

Принципы защиты

Атмосферный воздух как объект правовой охраны расценивается как важнейшая составляющая окружающей всех людей среды, представляющая газовую смесь, не относящуюся к пределам каких-либо помещений. Под самой охраной этого неотъемлемого компонента подразумевается комплекс мер, которые должны приниматься на нескольких уровнях власти: государственными учреждениями, представителями локального самоуправления, а также юридическими, физическими лицами.

Основные цели – это улучшение качественных характеристик воздуха, препятствование загрязнениям, оказываемому негативному влиянию на человечество. Качеством же являются биологические, физические, химические свойства, характеризующие соответствие воздушной среды экологическим и гигиеническим общепринятым нормам.

Основа

Основой эколого-правовой защиты атмосферного воздуха выступает закон, принятый правительством и называющийся «Об охране атмосферного воздуха». В нём закрепляются полномочия в рассматриваемой области всех органов и субъектов.

Ещё тут имеются выполняемые государственным управлением задачи и функции, определяются основные требования, предъявляемые к осуществлению разных видов деятельности. Стоит отметить влияние на охрану воздуха устанавливаемых на федеральных уровнях нормативно-правовых актов, но их доля не столь значительна, а некоторые меры являются временными.

Соблюдение правового режима атмосферного воздуха предполагает принципы:

  • Обеспечение общедоступности, достоверности, развёрнутости предоставляемых данных о реальных свойствах воздуха, фактах загрязнения.
  • Обязательный проводимый на государственном уровне мониторинг всех попадающих в воздушный бассейн загрязняющих выбросов или оказываемых влияний, провоцирующих засорение и нарушение характеристик.
  • Подход к охране воздушной среды должен быть системным, обоснованным научно, комплексным.
  • Все предъявляемые федеральным законодательством требования, касающиеся охраны воздуха, соблюдаются безоговорочно и всегда. Их нарушения должны влечь за собой ответственность.

Выполняемые органами функции

Устанавливаются функции, которые должны выполнять органы управления в областях защиты и охраны атмосферы. К ним можно относить постоянный систематический учёт всех оказываемых на воздух негативных влияний, гарантирование беспрерывного мониторинга, выдача разрешений на выделение загрязняющих выбросов и засоряющие воздействия, контроль обеспечения охранных мероприятий.

Таким образом, если планируется загрязнение атмосферы каким-либо стационарным источником, то он обязан получить разрешение, заранее оповестив органы власти. Кроме того, непременно устанавливаются допустимые предельно концентрации всех элементов и прочие условия, поддерживающие охрану атмосферы. Любые оказываемые физически влияния тоже допускаются только после одобрения.

Осуществляемый на государственных уровнях охранный контроль предполагает, что соблюдаются:

  • устанавливаемые выдаваемыми разрешениями на загрязняющие и опасные выбросы и оказываемые на воздушную среду неблагоприятные воздействия условия;
  • установленные режимы санитарно-защитных зон, которые относятся к обладающим любыми загрязняющими источниками объектам;
  • нормативы, стандарты, правила и прочие предъявляемые к охране атмосферы требования (к этому пункту следует относить систематический мониторинг);
  • проведение федеральных программ, поддерживающих охрану атмосферы мероприятий.

Требования

В законе прописываются правовые меры охраны атмосферного воздуха и все предъявляемые требования. Вот что требуется:

  1. Запрещение внедрения каких-либо новых технологических стандартов, приборов, сырья или веществ, которые не соответствуют заявленным в сфере охраны атмосферы требованиям.
  2. Всё используемое в ходе производственных процессов топливо должно сопровождаться документацией, подтверждающей обязательную сертификацию и соответствие всем предъявляемым требованиям.
  3. Запрещение выбросов любых веществ или элементов, имеющих не выясненную или неизвестную степень опасности для среды, людей, здоровья.
  4. Органами властей в российских субъектах может ограничиваться применение нефтепродуктов или иных разновидностей топлива, при сгорании которых образуются и устремляются в атмосферные слои загрязняющие вещества.
  5. Действия, предполагающие нарушения характеристик воздуха или каких-либо происходящих в атмосфере явлений, допустимы при отсутствии негативных последствий, затрагивающих здоровье или жизнь любого человека, окружающую среду.
  6. Не допускается эксплуатировать и размещать объекты разных видов деятельности, в которых не имеются заявленные основными охранными правилами очистительных сооружений и не используются методы мониторинга образующихся выбросов.
  7. Не допускается превышение установленных нормативов характеристик воздуха во время возведения, проектировки, расположения, реконструкции и использования объектов разной деятельности. Эти нормы не могут превышаться и при застраивании поселений.
  8. Правовая охрана атмосферного воздуха подразумевает запрещение использования и изготовления транспортных или каких-либо передвигающихся средств, которые выделяют выбросы, содержащие повышенные объёмы загрязняющих компонентов.
  9. Запрещается хранить, обезвреживать или хоронить на территории населённых пунктов или организаций любые потребительские или производственные отходы, которые загрязняют атмосферу или имеют резкие и сильные запахи. Сжигать их без специализированного оборудования тоже нельзя.

Чтобы экологическая ситуация изменилась в лучшую сторону, все описанные требования должны постоянно и безоговорочно соблюдаться. И поддерживает их соблюдение государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

Меры

Мероприятия по охране атмосферного воздуха можно делить на несколько категорий:

  • Технологические. Они охватывают введение замкнутых производственных циклов, новых малоотходных технологий, рационализацию применения топливного сырья и прочих загрязняющих материалов, своевременное устранение любых неполадок и поломок, которые могут спровоцировать загрязняющие воздействия на атмосферу. Борьба с воздействиями в зонах их оказания расценивается как более экономичная, так что должна проводиться непосредственно на мероприятиях. И к таким мерам можно отнести выбор альтернативных источников энергии, введение централизованного отопления вместо локальных котельных, герметизация некоторых процессов, гидрообеспыливание, а также рециркуляция, то есть повторное последующее применение отработанных выходящих газов или отходов.
  • Санитарно-технические мероприятия – это, прежде всего, внедрение и эксплуатация специализированных очистных установок, например, фильтров, увлажняющих технологий, электрофильтрационного оборудования, пылеотстойных камер. И так как повсеместная и полноценная экологизация технологических процессов на предприятиях пока не представляется возможной, именно санитарная охрана атмосферного воздуха в большинстве случаев становится более целесообразной и уместной.
  • Планировочные мероприятия. Их основным принципом является, прежде всего, рациональное зонирование. Так, требуется правильное расположение различных источников выбросов по отношению к населённым местам. При этом должны учитываться удалённость участков проживания людей, климатические условия, направления ветров, рельеф. В пределах занимаемых предприятиями территорий должны организовываться санитарно-защитные зоны. Ещё одна действенная мера – озеленение.
  • Законодательные меры по охране атмосферного воздуха. К их числу относятся установление допустимых предельно концентраций, введение ориентировочных безопасных уровней влияний на воздух.

Ответственность

Обеспечение соблюдения правового режима атмосферного воздуха обеспечивается органами надзора, а нарушение влечёт за собой ответственность. И она может быть административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, материальной или даже уголовной, в зависимости от конкретных нарушений.

Административная ответственность наступает в случаях несоблюдения правил охраны атмосферы, эксплуатации или изготовления транспортных средств, выхлопы которых содержат высокие концентрации загрязняющих соединений, внедрения новых несоответствующих требованиям приборов или технологий, нарушения правил эксплуатации, хранения или транспортировки. Уголовная ответственность возникает, если было совершено связанное с оказываемыми на воздух негативными воздействиями преступление.

Чтобы сохранить экологию и атмосферу, следует поддерживать охрану атмосферного воздуха на предприятиях, а также на глобальном уровне. И это вполне реально, если соблюдать некоторые правила и требования.