Наверх

Реестр ГРОРО — Росприроднадзор

Сталкивались ли Вы когда нибудь с такими понятиями, как ГРОРО и Росприроднадзор? ГРОРО – это перечень всех объектов, на которых на законных основаниях можно хранить отходы. К таким объектам относятся полигоны, свалки, отвалы и различные хранилища. Согласно законодательству хранение отработок возможно только на объектах, включенных в ГРОРО. В противном случае это является противозаконным. Причем при передаче отработок для хранения на несанкционированных объектах, ответственность несут обе стороны.

Росприроднадзором был проведен анализ ситуации выполнения указаний относительно обращения с использованными материалами. Выполнение этой работы было вызвано началом работы закона «О начале паспортизации отработанного сырья 1 — 4 уровней опасности» от 16.08.2013 года, а также «Об утверждении федерального кадастра утильсырья» от 30.09.2011.

Росприроднадзор обнародовал обновленный госреестр, включающий объекты размещения отходов. Приказ вступил в силу 01.08.2014 года. Соответственно данному приказу многие предприятия из более чем 20 регионов Российской Федерации не были внесены в госреестр объектов размещения отходов. Такое большое количество не внесенных предприятий объясняется тем, что они не отвечают многим требованиям, которые установил Росприроднадзор.

Реестр полигонов ТБО определяется приказом Росприроднадзора

Согласно ст. 12 ч. 5 ФЗ №89, утвержденного 24.06.1998 года, касающейся отработанных материалов производства и потребления, запрещено выполнять захоронение и выброс остатков возле:

  • Парков и мест прогулок.
  • Пунктов поселения.
  • Оздоровительных зон.
  • Рекреационных зон.
  • Водоохранных зон.
  • На водосборных площадях.

Как показывает мониторинг Росприроднадзора, ГРОРО в Алтайском крае насчитывает 12 могильников для расположения отработанного сырья (данные актуальны 01.08.2014 года). В перечень не включаются полигоны, в которых хранится ТБО.

Федеральная служба также провела мониторинг и выложила на своем официальном сайте постановление, указывающее на необходимость проведения всеми субъектами специальной инвентаризации полигонов, предназначенных для захоронения отработок. Процедура выполняется соответственно постановлению Минприроды РФ, касающегося правил проведения инвентаризации мест для расположения мусора.

Если субъект нарушает требования, выдвинутые по отношению к выполнению инвентаризации предприятий, то они не включаются в государственный реестр объектов размещения ТБО. Ранее включенный объект может быть исключен за нарушение правил. Инвентаризация объектов размещения отходов и мониторинг должны проводиться регулярно.

Результат таких правил – приемка утильсырья данными предприятиями от сторонних компаний незаконна. К виновным лицам будет применена административная ответственность.

Гос реестр объектов размещения отходов - ГРОРО

Государственный кадастр отходов

Государственный кадастр утильсырья содержит в себе:

  • ГРОРО
  • ФККО
  • Банк данных

Государственный реестр объектов размещения отходов содержит систематизированные данные, касающиеся эксплуатируемых предприятий для хранения и захоронения утильсырья. Они соответствуют всем требованиям, которые были установлены законодательством РФ. Ежегодно проводится мониторинг включенных объектов, список пополняется.

К объектам, которые нельзя включать в ГРОРО, относят:

  • Места хранения отработок, которые выведены из эксплуатации.
  • Места захоронения, которые расположены на местности, запрещенной для этого (согласно законодательству РФ).
  • Скотомогильники.
  • Специальные предприятия, предназначенные для утилизации радиоактивных ресурсов.

Российской Федерацией строго запрещено расположение отработок на площадях, не включенных в перечень ГРОРО. При формировании ГРОРО используется информация, касающаяся территорий расположения использованных ресурсов, которая собирается благодаря проведению инвентаризации.

Перечень ГРОРО, в который включены ТБО, заполняется с учетом действующих законов, а также актуальных правовых актов РФ:

  1. ФЗ «Об остатках производства и потребления» от 24.06.1998 года.
  2. Правила выполнения инвентаризации территорий, предназначенных для хранения использованного сырья. Они утверждаются соответствующим приказом, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Приказ датируется от 25.02.2010 годом.
  3. Порядок ведения установленного государством кадастра отработок, который был утвержден приказом Министра природы РФ от 30.09.2011 года.

Приказ Росприроднадзора № 873 от 31.12.2014 года включает в ГРОРО полигоны нефтеперерабатывающего производства, а также некоторые муниципальные площадки для хранения ТБО:

  • Радужного
  • Лянтора
  • Ханты — Мансийска
  • Нижневартовских поселков
  • Полигон ЛТД

Реестр полигонов для ТБО в ГРОРО необходим из-за «Порядка ведения и заполнения кадастра утильсырья» от 01.08.2014 года. Если утильсырье не внесено в реестр объектов размещения отходов, то его передача невозможна другим организациям. А значит, такое сырье не попадает под мониторинг Росприроднадзора.

При постройке полигона ТБО необходимо соблюдать СанПин

Пути попадания в ГРОРО

На практике совсем не просто добиться внесения объекта в этот список. И предприимчивые люди, идя по пути наименьшего сопротивления, находят обходные пути существующего законодательства.

Каким образом это происходит:

  • Если отходы находятся на территории населенного пункта, производится выдача лицензии не на их захоронение, а на временное хранение с целью дальнейшего использования. Выдача таких документов преследуется по закону.
  • Перенос границ населенного пункта, вследствие чего объекты ГРОРО будут находиться за пределами города.
  • Участок со свалкой передают во владение району, при этом предварительно заказав у частной фирмы оценку воздействия участка на окружающую среду (ОВОС). После оценки делается заключение о том, что участок является экологически безопасным.
  • Производится одностороннее изменение генерального плана развития населенного пункта, в результате чего полигону присваивается статус участка специального назначения.

В результате таких действий происходит нарушение ряда требований федерального законодательства. В стране нет тотального контроля за этой сферой деятельности предприятий. Это негативно сказывается на состоянии окружающей среды в целом. Для правильной работы федеральных законов на всей территории огромной страны следует более тщательно производить проверку и отбор объектов, а также контроль исполнения всех требований.

 

Получите бесплатно ответ Эксперта юриста за 5 минут
Рекомендуем к прочтению: