Наверх

Правила утилизации аккумуляторов

В соответствии с классификацией отходов аккумуляторы отнесены ко 2 классу опасности ввиду содержания свинца, серной кислоты и других компонентов, вредных для экологии и человека. Исходя из этого утилизация аккумуляторов — важный экологический вопрос. Ресурс любого аккумулятора имеет определенный срок годности, по окончании которого он становится непригодным к дальнейшей эксплуатации.

Сбор и утилизация старых аккумуляторов осуществляется только при наличии лицензии. Утилизация старых аккумуляторов, произведенная в соответствии с требованиями к опасным отходам, направлена на сохранение экологии и вторичного использования ценного сырья, которое входит в состав изделий.

Аккумуляторная батарея

Модели

Сегодня используются различные виды автомобильных аккумуляторов. Они имеют разную сферу применения, отличаются параметрами: размер, внешний вид, цикл перезарядки, емкость, срок хранения и химический состава.

  • Свинцовые модели в качестве реагента содержат свинец и его диоксид. Электролит — раствор серной кислоты. Распределяются на 4 группы — портативные, стационарные, стартерные и тяговые.
  • Никель — кадмиевые типы батарей. Реагент — кадмий и гидроксид никеля. Электролит – гидроксид калия.
  • Железо — никелевый аккумулятор имеет в своем составе железо, гидроксид натрия или калия, окись никеля.
  • Никель — металл — гидридные модели включают в себя такие химические элементы, как никель, литий, гидроксид калия и оксид никеля.
  • Никель — цинковые виды АКБ содержат цинк, гидроксид калия, литий и оксид никеля. Серебряно — цинковые (кадмиевые) состоят из цинка или кадмия, гидроксида калия, оксида серебра.
  • Литий – в состав ионных аккумуляторов входят литий и оксид кобальта.
  • Литий — полимерные – литий, оксиды ванадия, марганца или кобальта.

Практически каждый автомобильный аккумулятор содержит в себе литиевый компонент, который крайне опасен для окружающей среды. Учитывая тот вред, который может принести подобный «букет» химических веществ экологии, не остается никаких сомнений, что утилизация и переработка автомобильного аккумулятора, а также авиационного, производственного и всех остальных видов – единственная возможность не допустить критического уровня загрязнения планеты, но заниматься этим могут лишь организации, имеющие лицензию.

Куда сдать старый аккумулятор? Все виды батарей, непригодных к дальнейшей работе, вредны не только для экологии, но и для человека. Поэтому складировать и хранить их у себя дома или в гараже очень опасно. Самостоятельно утилизировать АКБ также не рекомендуется. Перерабатывающие предприятия, которые осуществляют прием отработанных батарей, должны иметь лицензию. В нашей стране их пока что очень мало и они работают только с крупными партиями.

Аккумурятор

Утилизация авто аккумуляторов

В последнее время начинает расширяться сеть приемных пунктов, которые выкупают все типы АКБ у частных лиц и организаций. К сожалению, далеко не все предприниматели, которые занимаются подобным бизнесом, знают, как хранить аккумуляторы и технически не способны обеспечить соответствующие условия хранения отходов 2 класса опасности.

Если организация не имеет лицензии на скупку, хранение, транспортировку опасных отходов и проведение предварительных технических мероприятий, которые включает в себя утилизацию и переработку аккумуляторов, то она принимает их только без электролита, а слить токсичную жидкость должен владелец утиля самостоятельно.

Электролит представляет собой серную кислоту, разбавленную дистиллированной водой. Он опасен как в форме жидкости, так и в виде испарений. Электролит способен вызвать ожоги кожного покрова, дыхательных путей, слизистых оболочек. Если допущено неаккуратное обращение с этим веществом, то приведет к его попаданию в глаза, которое чревато сильным ожогом и слепотой.

Самостоятельная утилизация электролита достаточно опасна, такое занятие – задача сертифицированных организаций. Если в населенном пункте нет специальной организации, которая скупает отработанные аккумуляторы, их охотно принимают автомобильные мастерские. В Японии утилизация и переработка аккумуляторных батарей получила оптимальное решение, владелец автотранспорта не может приобрести новый аккумулятор, пока не сдаст старый в переработку.

Утилизация аккумуляторов

Сбор устройств от портативной аппаратуры

В последнее время стало значительно проще избавиться от аккумуляторных устройств, которые используются в портативной аппаратуре. Контейнеры для их сбора установлены во многих торговых центрах, специализированных магазинах, которые продают электротехнику, гипермаркетах.

Утилизация аккумуляторных батарей привлекла внимание общественных организаций, которые заняты решением экологических проблем. Они организовывают мобильные бригады, проводят акции, устанавливают контейнеры в подъездах. Раздельный сбор утиля, который помог бы частично решить проблему, организован только в крупных городах и еще не принес ожидаемого эффекта.

Виды аккумуляторных батарей

Технология переработки

Промышленная утилизация автомобильных и портативных батарей на предприятии происходит примерно по одинаковой схеме:

  1. Изделия освобождаются от электролита. Это происходит на технологической линии, которая осуществляет весь процесс автоматически, чтобы исключить вредное воздействие паров и жидкости электролита на человека.
  2. Следующий этап – измельчение. Исходное сырье поступает в дробилку и одновременно обрабатывается раствором соды, которая нейтрализует остатки электролита.
  3. Раздробленное сырье поступает в электромагнитный сепаратор, где происходит отделение металлосодержащей фракции.
  4. Вибрационный грохот с ячейками различного размера сортирует крупные элементы и отправляет их на повторное измельчение.
  5. Фракция, соответствующая оптимальному размеру, поступает в сепаратор для разделения.
  6. После процедуры обезвоживания и сепарации получают сырье – свинец и полимерную фракцию (полипропилен и поливинилхлорид).

Приобрести современное оборудование и использовать технологию, при которой утилизация батарей осуществляется механизированным способом, могут лишь крупные предприятия, поэтому ручной способ переработки остается до сих пор актуальным, хоть и считается опасным.

Происходит утилизация старых АКБ следующим образом:

  • после того, как аккумулятор освобожден от электролита его промывают содовым раствором
  • используя слесарный инструмент, корпус изделия разбирают на составные элементы
  • рассортированное сырье – свинец, пластик, подвергается соответствующей технологии переработки

Ручная утилизация автомобильных аккумуляторов позволяет получить сырье высокого качества, но она требует больших физических усилий и осторожности при работе с высокотоксичным материалом, поэтому в последнее время используется все реже. Утилизация и переработка аккумуляторов в идеале должна осуществляться квалифицированным специалистом во избежание нанесения тяжкого вреда своему здоровью.

Получите бесплатно ответ Эксперта юриста за 5 минут
Рекомендуем к прочтению: